Проникновение чая на Запад происходило разными путями. В Западную Европу он попал по морю. Первая сделка по продаже чая европейцам зафиксирована в Макао в 1606 году между китайскими и голландскими купцами. Португальские путешественники, открыв в начале XVII века морской путь в Китай, преподносили чай в дар своим священнослужителям. Те иногда угощались заморским напитком, и об этом оставались записи в исторических документах. Также чаем заинтересовались голландские моряки, которые затем познакомили с чаем и англичан.
Британия какое-то время соперничала с Голландией за статус главного морского перевозчика чая. Чай поступал в страну сотнями тысяч тонн. Быстроходные парусники проплывали путь в 25 тысяч километров от Китая до Англии за 95 дней. От скорости доставки зависела стоимость чая, так что каждый стремился проделать этот путь как можно быстрее. Известен случай, когда три корабля синхронно всю дистанцию и одновременно достигли Англии. К концу XVIII века корабли Ост-Индской компании доставляли в Англию почти 5 тысяч тонн чая ежегодно, а к концу XIX века на одного британца приходилось по 10 фунтов, то есть практически по 5 кг, сухого чая в год. В 1662 году король Англии и Шотландии Карл Второй женился на португальской принцессе Катарине Браганзской. В качестве приданого за ней он получил город Бомбей и привычку пить чай. Было замечено, что с тех пор английская аристократия стала меньше пить спиртного. Считается, что два века спустя чай лучше всякого «сухого закона Англию от массового алкоголизма. В 1851 году был издан «закон о файв-о-клоке», который ограничивал продажу алкоголя и поддерживал продажу безалкогольных напитков. В нем был пункт, по которому все служащие, рабочие и моряки в 17.00 были обязаны сделать 15-минутный перерыв на чай. Для знати было сделано исключение – им было даровано право выбирать удобное время для чаепития – 17.00 или 18.00. Из Англии чай попал в Америку и долгое время пользовался там не меньшей популярностью. Но к XX веку недешевый чай был практически вытеснен кофе и прохладительными безалкогольными напитками, пока в 1904 году не был изобретен чай со льдом. На первой в США Всемирной выставке были очень жаркие погодные условия. Британец Ричард Блечинден, владелец нескольких плантаций в Индии, представляя свой товар, в отчаянии приказал добавить во все чашки лед, чтобы привлечь посетителей. К его удивлению, чай со льдом стал не только хитом дня, но и постепенно приблизился по своей популярности к кофе и коле. С тех пор такой чай называют «американским». Америку стоит благодарить и за изобретение чая в пакетиках. Этому также случайность. Купец по имени Томас Салливан в 1907 году рассылал своим покупателям пробники в шелковых пакетиках. И те, по незнанию или из каких-то других побуждений, заваривали чай прямо в упаковке. Позже Т. Салливан изобрел более дешёвый вариант одноразового пакетика из марли. Однако настоящую популярность чай в пакетиках приобрел во времена Второй мировой войны, когда его стали употреблять английские военнослужащие, не тратя время на чопорное чаепитие.
Британия какое-то время соперничала с Голландией за статус главного морского перевозчика чая. Чай поступал в страну сотнями тысяч тонн. Быстроходные парусники проплывали путь в 25 тысяч километров от Китая до Англии за 95 дней. От скорости доставки зависела стоимость чая, так что каждый стремился проделать этот путь как можно быстрее. Известен случай, когда три корабля синхронно всю дистанцию и одновременно достигли Англии. К концу XVIII века корабли Ост-Индской компании доставляли в Англию почти 5 тысяч тонн чая ежегодно, а к концу XIX века на одного британца приходилось по 10 фунтов, то есть практически по 5 кг, сухого чая в год.
В 1662 году король Англии и Шотландии Карл Второй женился на португальской принцессе Катарине Браганзской. В качестве приданого за ней он получил город Бомбей и привычку пить чай. Было замечено, что с тех пор английская аристократия стала меньше пить спиртного. Считается, что два века спустя чай лучше всякого «сухого закона Англию от массового алкоголизма. В 1851 году был издан «закон о файв-о-клоке», который ограничивал продажу алкоголя и поддерживал продажу безалкогольных напитков. В нем был пункт, по которому все служащие, рабочие и моряки в 17.00 были обязаны сделать 15-минутный перерыв на чай. Для знати было сделано исключение – им было даровано право выбирать удобное время для чаепития – 17.00 или 18.00.
Из Англии чай попал в Америку и долгое время пользовался там не меньшей популярностью. Но к XX веку недешевый чай был практически вытеснен кофе и прохладительными безалкогольными напитками, пока в 1904 году не был изобретен чай со льдом. На первой в США Всемирной выставке были очень жаркие погодные условия. Британец Ричард Блечинден, владелец нескольких плантаций в Индии, представляя свой товар, в отчаянии приказал добавить во все чашки лед, чтобы привлечь посетителей. К его удивлению, чай со льдом стал не только хитом дня, но и постепенно приблизился по своей популярности к кофе и коле. С тех пор такой чай называют «американским».
Америку стоит благодарить и за изобретение чая в пакетиках. Этому также случайность. Купец по имени Томас Салливан в 1907 году рассылал своим покупателям пробники в шелковых пакетиках. И те, по незнанию или из каких-то других побуждений, заваривали чай прямо в упаковке. Позже Т. Салливан изобрел более дешёвый вариант одноразового пакетика из марли. Однако настоящую популярность чай в пакетиках приобрел во времена Второй мировой войны, когда его стали употреблять английские военнослужащие, не тратя время на чопорное чаепитие.