(a) В Высоком средневековье ещё господствовало натуральное хозяйство, купцы возили лишь диковинные товары из дальних стран (специи, редкие ткани и т. д.). Потому роль торговли в жизни не была высокой. В Позднем средневековье хозяйство всё больше становилось товарно-денежным. Городов стало больше, их жители покупали еду. Крестьяне платили оброк феодалу деньгами, потому должны были продавать то, что вырастили. Деньги нужны были всем и почти никто уже не мог жить, ничего не покупая. Потому роль торговли возросла, она стала частью повседневной жизни практически всех европейцев.
(b) В Раннем средневековье в Западной Европе всё образование находилось в руках церкви, потому что и деятельность образованных людей была связана в основном с церковью. В Позднем средневековье образование было и светским, в частности, в университетах. Применять полученные знания также можно было вне церковной организации. Образованные чиновники требовались королям.
(c) В Высоком средневековье большинство крестьян были лично зависимыми от феодалов. В Позднем они постепенно становятся лично свободными и платят феодалу только за пользование землёй.
Ремесленник долго учился своему делу и совершенствовался всю жизнь. Он вкладывал душу в каждое свое изделие. При этом за качество каждого изделия он отвечал, потому что именно он над ним работал (подмастерья и ученики лишь помогали). Ремесло в этом немного похоже на искусство, хотя и очень немного. На мануфактуру человек приходил ничего не умея. И относился он к своей работе как к бесконечно повторявшемуся циклу, который надо просто повторять быстро, совершенствовать не стоит. Каждый отдельный работник не отвечал за всё изделие, потому что его участие было минимальным. Хозяин мануфактуры в свою очередь интересовался только прибылью, он мог даже не очень вникать в процесс изготовления. Мануфактура привела к стандартизации производства. Благодаря ней товары стали дешевле, но само производство лишилось души и окончательно стало лишь бизнесом.
(b) В Раннем средневековье в Западной Европе всё образование находилось в руках церкви, потому что и деятельность образованных людей была связана в основном с церковью. В Позднем средневековье образование было и светским, в частности, в университетах. Применять полученные знания также можно было вне церковной организации. Образованные чиновники требовались королям.
(c) В Высоком средневековье большинство крестьян были лично зависимыми от феодалов. В Позднем они постепенно становятся лично свободными и платят феодалу только за пользование землёй.