Поэме рассказывается о бедном, ничтожном петербургском жителе Евгении, глуповатом, не оригинальном, ничем не отличающемся от своих собратьев. Он был влюблен в Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенес этого несчастья и сошел с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своем безумии ему несколько злобных слов, видя в нём виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своем бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер.
Подчеркивается, что семья является носителем отечественной традиции духовности, проявляющейся во всем спектре бытия национального общества и личности. Определяется основные социальные аспекты семьи в средневековой персидско-таджикской философии и сегодняшнего цивилизованного общества. Обобщается, что решение проблем семьи стало особенно актуальным для Таджикистана в связи с глобальной переоценкой социальных ценностей, так или иначе обусловленных новыми культурно-историческими реалиями. Значительное внимание уделяется решения проблемы воспитания в семье на уровне национальной государственной политики Республики Таджикистан.Подытоживается, что государство координирует нравственный и культурный потенциал семьи, общества и школы по целенаправленной социализации подрастающего поколения и активного его участия в семейной и общественной жизни; приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры путем приобщения его к национальной культуре.