Скачать материал
Урок литературы в 11 классе «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни».
Цели урока: познакомиться с личностью писателя современника В. Г. Распутина, выявить проблемы повести «Живи и помни»;
развивать творческие речь, готовиться к экзаменационному сочинению;
формировать положительные нравственные качества школьников.
Активизация внимания. Показ видеофрагментов из фильма «Живи и помни» (вой А. Гуськова, А. Гуськов ест веточки дерева).
Беседа: Кто перед нами – человек или зверь? Что отличает человека от зверя? Чем руководствуется человек и зверь в жизни? (Зверь – инстинктами, человек – разумом, самосознанием) На чем основано самосознание человека? (на нравственности).
Определим, что включает в себя понятие «Нравственность» (ученики по очереди называют по одному слову – понятию, определяющему нравственность человека; учитель записывает на доске (либо группа записывает на листах, которые затем вывешиваются на доску); индивидуальное задание – найти определение в словаре)
НРАВСТВЕННОСТЬ
ГУМАНИЗМ, МИЛОСЕРДИЕ, ДУХОВНОСТЬ, КУЛЬТУРА, СОСТРАДАНИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОБРОТА, ЧЕСТЬ, СОВЕСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ЧУТКОСТЬ, ТЕРПЕЛИВОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, ТРУДОЛЮБИЕ, ХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ, ВСЕПРОЩЕНИЕ, САМООТВЕРЖЕННОСТЬ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, СТОЙКОСТЬ, МУЖЕСТВО, СОПРИЧАСТНОСТЬ К СУДЬБЕ НАРОДА, СТРЕМЛЕНИЕ К СОЗИДАНИЮ, ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ, ЛЮБОВЬ К ОТЧЕМУ ДОМУ, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ (положительные качества)
Зачитывается определение из словаря.
Определение темы. Сегодня наш урок называется «
и посвящается повести «Живи и помни» В. Г. Распутина, который является образцом нравственности и который всеми своими делами, своими произведениями стремится раскрыть нравственные проблемы современности и формировать у читателя положительные качества.
Цели урока: познакомиться с личностью писателя современника В. Г. Распутина, выявить проблемы повести «Живи и помни», развивать творческие речь, готовиться к экзаменационному сочинению.
15 марта исполняется 75 лет со Дня рождения писателя. Познакомимся с фактами его биографии (несколько слов об авторе).
Доклад – презентация о жизни и творчестве В. Г. Распутина (индивидуальное домашнее задание).
Слово учителя. Повесть В. Распутина о войне. Война… само слово говорит нам о беде и горе, о несчастье и слезах, о потерях и расставаниях. Сколько людей погибло во время этой страшной Великой Отечественной войны… Но погибая, они знали, что сражаются за Родину, за свою землю, за своих родных и близких. Смерть – это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель человека, потеря нравственности. Именно об этом повесть «Живи и помни».
Работа в группах с нравственно-философскими категориями.
Задания для групп.
Прочитайте цитаты из повести. Выделите ключевое слово – нравственно-философскую категорию. Дайте ей определение, используя словарь. Сформулируйте проблему текста, комментарий к ней (как автор раскрывает данную проблему), мысль автора. Выскажите свою позицию (отвечая на во Андрей Гуськов понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. Вперед еще есть какой-то путь, совсем, видно, недальний, пока не упрешься в стену, а поворотить назад уже нельзя…
Убежать от судьбы она (Настена) не сможет.
Вот она, судьба… Это она толкнула меня, она распорядилась. (Андрей)
От судьбы, Настена, никуда не уйдешь… Это ж она меня с войны сняла и сюда направила. (Андрей)
Я бы, может, хотела себе другую судьбу, но другая от других, а это моя. И я о ней не жалею… (Настена)
- Согласны ли вы со словами А. Гуськова, что судьба определила его жизнь?
- Как вы думаете, жизнь человека зависит от него самого или жизнь – это проявление судьбы, обстоятельств, не зависящих от воли человека?
1. Субпродукты - это второстепенные продукты, например, убоя скота: печень, язык, сердце, почки, вымя.
2. Мясные продукты классифицируются по виду сырья, по составу, по характеру обработки, по режиму тепловой обработки, по назначению, по срокам хранения.
3. Мясные консервы по виду основного сырья:
- мясные
- консервы из субпродуктов
- из мяса птицы
- мясорастительные
- консервы из мясопродуктов
- консервы сало-бобовые
4. На основании ГОСТов и стандартов качества, ТУ
5. Органолептическим, по внешнему виду банки, содержимого, по целостности банки и этикетки
6. Бомбаж - вздутие крышек и донышек банок
7. Бомбаж бывает физический, химический и бактериальный
8. В продажу не допускаются консервы с мясом старых животных, некастрированных, проходивших лечение от болезней, с бомбажом банок, деформированные, ржавые
9. Потому что в состав входят натуральные продукты, имеющие высокую питательноую ценность: мясо, субпродукты, пряности
Строгое воспитание и прививавшиеся с детства религиозные нормы поведения формировали у молодых людей целомудренное отношение к лицам противоположного пола. Находясь под бдительным контролем казачьей общины, следившей за чистотой нравов молодежи, юные казаки и казачки свободно общались, вместе участвовали в играх, праздниках и пр. Казаки и казачки с юных лет усваивали традицию уважения старших. В присутствии стариков молодому поколению запрещалось садиться, самовольно вступать в разговор.
Патриархальный уклад закреплял четкое распределение обязанностей между всеми родственниками, утверждая главенствующее положение отца. В основе воспитания детей в семье лежал труд. Мальчики, достигнув 9-10 лет, привлекались к различным «мужским» работам на домашнем подворье: ухаживали за животными, пасли лошадей отцам ловить рыбу и пр. Девочки обучались матерями основам домашнего хозяйства: приготовлению пищи, шитью, ухаживанию за маленькими братьями и сестрами.
1
Воспитание детей начиналось с изучения заповедей Господних. Родители поучали своих чад: не убивай, не кради, трудись по совести, не завидуй другому, прощай обидчиков, заботься о своих родителях бедным, не обижай сирот и вдовиц.
Правила домостороя предписывали строго соблюдения принципа уважительного отношения детей к родителям, младших братьев и сестер к старшим. При появлении старика все лица, младшие по возрасту, вставали – казаки в форме прикладывали руку к головному убору, а без формы – снимали шапку и кланялись.
Авторитет отца с матерью был весьма велик. Без благословения родителей не начинали ни какую работу, не принимали решения по важным делам. На Кубани к ним обращались только на «Вы».
Особым почитанием в казачьих семьях пользовался «Красный угол» или как его еще называли «Царский», где находились иконы и другие культовые принадлежности. Взрослые дети, по поручению матери, участвовали в его оформлении: украшали перед праздниками, следили за лампадкой .