Родился 8 (20) июля 1880 года в семье хальфы (учителя) из деревни Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне в Гафурийском районе Башкортостана) пятым ребёнком. Однозначного указания национальности Мажита Гафури в источниках нет. Председатель Общественного фонда культуры имени М. Гафури Л. Камаева указывает на татарское происхождение писателя. В то же время согласно родословной, опубликованной в 1960 году в книге Р. Г. Кузеева «Башкирские шежере», Мажит Гафури происходил из башкирского рода кальсер-табын.Семья
Прадед — Габдельмен, дед — Габдельгафур
Отец — Нургани, учитель, мать — Марзия.
Братья — Нурислам, Махадий, Ахсан. Сёстры — Суфия и Фатима.
Супруга — Насырова Зухра Камалетдиновна (1892—1938), родом из Килимова
Сыновья — Анвар (1910—1977) и Халит (1919—1935).
Внуки — Раиф Анварович Гафури — выпускник МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор технических наук, профессор; Халит Анварович Гафури — профессиональный массажист, автор стихов и рассказов для детей.
Первое стихотворение — «Шакирдам ишана» (Ишан шәкертләренә) — было написано Гафури в 1902 году.
В 1904 году в Оренбурге вышла его первая книга «Сибирская железная дорога, или положение нации» (Себер тимер юлы йәки әхүәле милләт).
Первая русская революция и её последствия меняют мировоззрение М. Гафури. В стихах «Наши дни», «Две птицы», «Богач» (1905—1907) отражается резкое столкновение социальных классов. Глубокие перемены в мировоззрении поэта отчётливо проявляются особенно в стихах «Завещание 1906 года 1907 году» и «ответ 1907 года».
Занимался сбором и изучением башкирского фольклора. Один из вариантов башкирского эпоса «Заятуляк и Хыухылу» было опубликовано М. Гафури в 1910 году
В апреле 1912 года в Уфе состоялась встреча двух поэтов: Габдуллы Тукая и Мажита Гафури. На смерть Тукая М. Гафури посвятил стих: «Ты не умер, будешь жить в веках».
после Октябрьской революции много усилий прилагает для организации периодической печати автономной Башкирской республики — газет «Наш путь», «Свобода», «Борьба», «Красный путь», «Бедняки Востока», «Урал», «Башкортостан», «Новая деревня».
В годы Гражданской войны основная тема творчества — героизм, революционная самоотверженность.
В 1925 году в свет выходит его драма «Красная звезда» об участии рабочих и крестьян в революционной борьбе. За неё автор удостоен правой премии Башнаркомпроса.
В 1928—1929 годах поэт пишет либретто оперы «Труженик», оказавшее влияние на развитие национальной музыкальной драматургии.
До 1928 года Мажит Гафури работал в газете «Яна Авыл» (до 1924 года — «Башкортостан») корректором, журналистом, писал стихи, прозу, пьесы, публицистику.
Умер 28 октября 1934 года. Похоронен в Уфе в ЦПКиО имени А. М. Матросова.
Бұл поэмада Баян Батыр туралы айтылады. Ол Абылай ханның аламаны болған. Аламандықта Батыр Баян бір сұлу қалмақ қызды тұтқынға алды. Баян қалмақ қызына ғашық болады, бірақ қыз жақтан ондай сезім болған жоқ. Бұл қалмақ қыздың есімі Құралай болды. Құралай Батыр Ноянды сүйген, сол себептен екеуі қыздың отанына қашады. Батыр Баян бұл істі туған жерді сату деп есептегендіктен, оларды артынан қуды. Қуған кезде Баян Құралайды оқпен атып, Ноян Батырды өлтіреді. Баянның оларға жаны ашығандықтан екеуін бірге жерлейді. Содан кейін Батыр Баян Абылай ханның рұқсатын алмағандығына қарамай, қалмақтарға 100 қазақ жігіттермен аттанды. Сол соғыста Баян Батыр қайтыс болады.
Родился 8 (20) июля 1880 года в семье хальфы (учителя) из деревни Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне в Гафурийском районе Башкортостана) пятым ребёнком. Однозначного указания национальности Мажита Гафури в источниках нет. Председатель Общественного фонда культуры имени М. Гафури Л. Камаева указывает на татарское происхождение писателя. В то же время согласно родословной, опубликованной в 1960 году в книге Р. Г. Кузеева «Башкирские шежере», Мажит Гафури происходил из башкирского рода кальсер-табын.Семья
Прадед — Габдельмен, дед — Габдельгафур
Отец — Нургани, учитель, мать — Марзия.
Братья — Нурислам, Махадий, Ахсан. Сёстры — Суфия и Фатима.
Супруга — Насырова Зухра Камалетдиновна (1892—1938), родом из Килимова
Сыновья — Анвар (1910—1977) и Халит (1919—1935).
Внуки — Раиф Анварович Гафури — выпускник МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор технических наук, профессор; Халит Анварович Гафури — профессиональный массажист, автор стихов и рассказов для детей.
Первое стихотворение — «Шакирдам ишана» (Ишан шәкертләренә) — было написано Гафури в 1902 году.
В 1904 году в Оренбурге вышла его первая книга «Сибирская железная дорога, или положение нации» (Себер тимер юлы йәки әхүәле милләт).
Первая русская революция и её последствия меняют мировоззрение М. Гафури. В стихах «Наши дни», «Две птицы», «Богач» (1905—1907) отражается резкое столкновение социальных классов. Глубокие перемены в мировоззрении поэта отчётливо проявляются особенно в стихах «Завещание 1906 года 1907 году» и «ответ 1907 года».
Занимался сбором и изучением башкирского фольклора. Один из вариантов башкирского эпоса «Заятуляк и Хыухылу» было опубликовано М. Гафури в 1910 году
В апреле 1912 года в Уфе состоялась встреча двух поэтов: Габдуллы Тукая и Мажита Гафури. На смерть Тукая М. Гафури посвятил стих: «Ты не умер, будешь жить в веках».
после Октябрьской революции много усилий прилагает для организации периодической печати автономной Башкирской республики — газет «Наш путь», «Свобода», «Борьба», «Красный путь», «Бедняки Востока», «Урал», «Башкортостан», «Новая деревня».
В годы Гражданской войны основная тема творчества — героизм, революционная самоотверженность.
В 1925 году в свет выходит его драма «Красная звезда» об участии рабочих и крестьян в революционной борьбе. За неё автор удостоен правой премии Башнаркомпроса.
В 1928—1929 годах поэт пишет либретто оперы «Труженик», оказавшее влияние на развитие национальной музыкальной драматургии.
До 1928 года Мажит Гафури работал в газете «Яна Авыл» (до 1924 года — «Башкортостан») корректором, журналистом, писал стихи, прозу, пьесы, публицистику.
Умер 28 октября 1934 года. Похоронен в Уфе в ЦПКиО имени А. М. Матросова.
Объяснение:
надеюсь
Бұл поэмада Баян Батыр туралы айтылады. Ол Абылай ханның аламаны болған. Аламандықта Батыр Баян бір сұлу қалмақ қызды тұтқынға алды. Баян қалмақ қызына ғашық болады, бірақ қыз жақтан ондай сезім болған жоқ. Бұл қалмақ қыздың есімі Құралай болды. Құралай Батыр Ноянды сүйген, сол себептен екеуі қыздың отанына қашады. Батыр Баян бұл істі туған жерді сату деп есептегендіктен, оларды артынан қуды. Қуған кезде Баян Құралайды оқпен атып, Ноян Батырды өлтіреді. Баянның оларға жаны ашығандықтан екеуін бірге жерлейді. Содан кейін Батыр Баян Абылай ханның рұқсатын алмағандығына қарамай, қалмақтарға 100 қазақ жігіттермен аттанды. Сол соғыста Баян Батыр қайтыс болады.