Уақыт өте берді. Мұрат өсе берді... Мектеп оқушыларының жеңіл атлетикадан болған аудандық жары- сында Николай Трофимович бастап барған «Қызыл шегара» жеті жылдық мектебінің ұжымы бірінші орынға ие болды. Мұраттың да қажырлы түрде жаттығуы жемісін көрсетті, ол жүз метрге жүгіруден аудан бойынша екінші орынға ие болды. Жарыс соңынан Николай Трофимович мөлдір сулы кең арнаның жағасында шәкірттерімен әңгімелесіп отырды. – А жеңбейтін қиындық, алмайтын қамал жоқ, – деді Николай Трофимович... – Мен саған, – деді ол Мұратты нұсқап, – мынаны айтайын: орыстың атақты қолбасшысы Суворов жасында сен сияқты нәзік, аурушаң бала болған. Ол он екі, он үш жасынан бастап өзін шынықтырумен болды. – Суворов жасында мен сияқты болған ба? – деп көзін қысыңқырап Мұрат Николай Трофимовичке күле қарады. – Иә, солай. Үнемі өзін шынықтырудың нәтижесінде денсаулығы күшті, болаттай берік, төзімді болды. Солдаттарын да осылай тәрбиелеп, боранды, суық күндердегі жорықтарда бірге жаяу жүріп, қар төсеніп, мұз жастанып жүрді... Осының бәрі еңбектенудің, жаттығудың нәтижесі. Сенің де осылардың біріндей болуың мүмкін... Б. Соқпақбаев. «Он алты жасар чемпион» әңгімесінен.
ВЫДЕЛИТЬ МАЗМҰНЫ, ИДЕЯСЫ, ТАҚЫРЫБЫ, МАҚСАТЫ, КЕЙІПКЕРЛЕРІ, СТИЛІ.
Объяснение:
Долгие столетия люди использовали при производстве ткани те волокна, которые им давала природа – волокна диких растений, шерсть животных, волокна льна и конопли. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, дающий хорошее и прочное волокно.
Но природное сырье имеет свои недостатки. Натуральные волокна, например, слишком коротки, недостаточно прочны, требуют сложной технологической обработки. И люди стали искать сырье из которого можно было бы дешевым получать ткань теплую, как шерсть, легкую и красивую, как шелк, дешевую и прочную, как хлопок.
Натуральный шелк был очень дорогим материалом.
Долгие месяцы странствовали тюки китайского шелка по караванным путям Средней Азии и Ближнего Востока, прежде чем попадали в Европу. И чем дольше они путешествовали, тем дороже стоили (рис. 1).
Попытки найти замену натуральному шелку делались с давних времен.
Прототипом процесса получения химических нитей послужил процесс образования шелкопрядом нити при завивке кокона (рис. 2
Организовав бесплатную школу для бедноты, преподавал в ней. Стихи начал писать с 1899 года под влиянием творчества узбекских просветителей Мукими и Фурката. Основное произведение дореволюционного творчества Хамзы, рукописный стихотворный «Диван» (1905—1914) на узбекском и таджикском языках, был опубликован посмертно. В некоторых газелях «Дивана» наряду с традиционными образами неразделённой любви присутствуют мотивы обличения социального неравенства, защиты науки и просвещения. Этими же мотивами проникнуты и первые опубликованные произведения Хамзы: стихотворение «Рамазан» (1914), повесть «Новое счастье» (1915), пьеса «Отравленная жизнь» (1916). В 1916—1919 Хамза выпустил семь сборников стихов, отразивших переход поэта с позиций революционно-демократического просветительства на позиции революционной борьбы. Стихи, включенные в сборнике «Душистая роза» (1919), стали первыми образцами пролетарской поэзии на узбекском языке.