Задание 1.
Каждая гуманитарная дисциплина оперирует понятием «человек», обращая внимание на человеческое поведение в той области, на которой сосредотачивает свое внимание. Р. Дарендорф описывает несколько таких моделей: «экономического человека», как «потребителя, тщательно взвешивающего полезные стороны и стоимость своей покупки», «психологического человека» как человека, который, «даже если всегда делает добро, в тоже время всегда может хотеть сделать зло, мотивы поведения которого скрыты...», «социологического человека», который для автора – «носитель социально предопределенной роли...»
А)Что в человеке интересует философскую антропологию? В чём специфика философско-антропологического знания?
Б)сВ ответ на какие специфические нужды общества оно появилось?
В) Зачем оно необходимо современному человеку и науке?
Г)Поскольку исследование человека занимает центральное место не только в философии, но и в теологии, в чем состоит суть отличия подходов?
Задание 2.
Прочтите текст и ответьте на во Нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал… Он есть лишь то, что сам из себя делает… Если существование действительно предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть…, экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование…
Достоевский как-то писал, что «если Бога нет, то все дозволено». Это — исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если Бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни
вовне…
…Если Бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей и предписаний, которые оправдывали бы наши поступки. Таким образом, ни за собой, ни перед собой — в светлом царстве ценностей — у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я выражаю словами: человек осужден быть свободным… Однажды брошенный в мир, отвечает за все что делает… Человек ответствен за свои страсти.
Заброшенность предполагает, что мы сами выбираем наше бытие. Заброшенность приходит вместе с тревогой…
Выбор возможен в одном направлении, но невозможно не выбирать. Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если ничего не выбираю, тем самым я все-таки выбираю… Если верю, что, находясь в какой-то ситуации…, я вынужден выбирать какую-то позицию, то, во всяком случае, я несу ответственность за выбор… Даже если никакая априорная ценность не определяет моего выбора, но все же не имеет ничего общего с капризом…
Мы определяем человека лишь в связи с его решением занять позицию. Поэтому бессмысленно упрекать нас в произвольности выбора» .
Во Что означает выражение Сартра: «Человек осужден быть свободным»? О какой свободе идет речь?
2. Означает ли свобода человека отсутствие его ответственности за свершенное?
3. Если все дозволено, то значит ли это нравственную безответственность человека?
ответ:
1. когда человек переходит на личности в споре/перпалке и т.д., он автоматически сам доказывает, что проиграл в этом споре.
2. если человек начинает оскорблять родителей, это значит, что он ровно также оскорбляет и своих родителей дома. из этого можно понять, что состояние в его семье весьма неблагоприятное.
3. умный и мудрый человек никогда не перейдёт на оскорбления. сарказм - да, но не оскорбления. человек перешедший на оскорбления доказывает, что у него малый интеллект. если же он оскорбляет, даже не осознавая свою глупость - уменьшает его интеллект в прогрессии.
4. если человек доказал, насколько он глуп - не стоит с ним общаться в принципе. в конечном счёте и вы можете не сдержаться и перейти на личности, оно вам надо?
5. таким людям не надо отвечать, как и разговаривать с ними опреори. таких людей надо искренне жалеть, ведь они не только обделены интеллектом, но и имеют неблагоприятные отношения в семье.