Задание 2. Вам предлагается ряд тезисов, которые объясняют смысл и необходимость изучения философии. Прокомментируйте каждый из них, выразив свое согласие или несогласие.
1.Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т.д.). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!
Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии.
2. Философия — коллективный разум людей. Быть на "ты" с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека "homo sapiens", человеком разумным.
Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.
3. Философия человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).
4.Она, в частности специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т.е. защищает специалиста от того, что называют профессиональной ограниченностью, узостью. Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.
5.Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.
6.В XVIII веке прусский министр Цедлиц "внушал своим подчиненным уважение к философии"; "студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т.д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку".
7. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя человеку - понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т.е. защищает от ксенофобии.
8. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.
Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как "мир в целом время", "материя", "дух".
9. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.
10. Философия развивает мысль мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.
11. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия избавиться от предрассудков и заблуждений.
Тема. Гуманізм. Високе Відродження
Мета: ознайомити учнів з основними принципами епохи Відродження, дати уявлення про творчість італійських майстрів того часу, художників Північного відродження; розвивати вміння учнів працювати в групах, користуватися додатковою літературою, готувати презентації.
Основні поняття та терміни: «реалізм», «експеримент», «Відродження», «алегорія», «диспут», «ідеал», «емпіризм», «гуманізм», «натурфілософія», «пейзаж», «натюрморт», «сюжет», «жанр».
Объяснение:
Основні дати та події:
• 1452–1519 рр. — роки життя Леонардо да Вінчі;
• 1475–1564 рр. — роки життя Мікеланджело Буонарроті;
• 1477–1576 рр. — роки життя Тиціана Вечелліо;
• 1483–1520 рр. — роки життя Рафаеля Санті;
• 1471–1528 рр. — роки життя Альбрехта Дюрера;
• 1577–1640 рр. — роки життя Пітера Пауля Рубенса;
• 1599–1660 рр. — роки життя Дієго Веласкеса;
• 1606–1669 рр. — роки життя Харменса ван Рейна Рембрандта.
Куликовская битва 1380 г. и ее значение огромно. С 1227 г. Золотая Орда стала подчинять Русь и ставить ее на колени. Вплоть до 1380 г. люди были в отчаянии и бесприкословно подчинялись татарам, боясь кары. С укреплением московского княжества Дмитрий Донской прекратил уплату дани Золотой Орде и в 1380 г. совершилась битва на Куликовом поле, где Мамай был разгромлен Донским. Данная битва принесла людям прежде всего надежду на и понятие того, что Золотую Орду и ее владычество на Руси можно свергнуть, помимо этого государство Дмитрия Донского смогло отразить набег и не допустить хаоса (убийств, пожаров и т.п.) в русской земле. А еще до 1382 г. Русь не платила дань татарам.
Объяснение: