Задания в тетрадь: Текст.I. Объясните, почему он так озаглавлен. Определите, есть ли в тексте экспозиция (подведение к вопросу).
Кому мы нужны?
Этот горький вопрос мне не раз приходилось слышать от лингвистов самых разных возрастов и интересов. Он не случаен. В наш век спутников и атомных электростанций, антарктических зимовок и большой химии наша специальность кажется какой-то лишней, мало нужной.
Но так ли это?
Нет, не так.
Наука это не только знание человека об окружающем его мире. Это и знание человека о самом себе.
Он борется, изобретает, строит. Он стирает с лица Земли все формы угнетения. Он обеспечивает себе постоянный кусок хлеба. Он узнает все больше и больше о мире, в котором он живет, чтобы суметь использовать для своего блага – блага человечества – все, что лежало миллиарды лет в недрах Земли, дожидаясь его прихода. И, естественно, что для этой цели больше нужны химики и физики, геология и биология, астрономия и математика. Поэтому наш век – век точных наук.
Но наступит такой момент, когда человек переведет дух, оботрет руки, прокопченные дымом, снимет перепачканную землей и мазутом спецовку и устало скажет: «Ну, кажется, с первоочередными делами кончено».
И тогда наступит расцвет тех наук, которые по старинке называют гуманитарными. Только, к сожалению, этимологию этого слова, его происхождение, никто не вспомнит, а между тем в переводе гуманитарные науки – науки человеческие.
Расцвет этот наступит не потому, что человеку нечего будет делать, и он от скуки начнет заниматься языкознанием или логикой. Просто ему надо досконально знать, что он такое и на что он .
Уже пришло время закладывать основы той будущей науки о Человеке, которая ему стать Человеком во всех смыслах этого слова. Человеком будущего.
Мы, наше поколение, - ученики и подмастерья этой науки. Мы подносим детали, налаживаем станки, набрасываем чертежи. Работать в ней будут те, кто сейчас сидит за школьной партой.
(А. Леонтьев).
Послетекстовые вопросы и задания
1) Определите главную мысль текста. Скажите, доказывает ее автор или объясняет.
2) Найдите в тексте утверждение, требующее доказательства; доказательства; выводы.
Текст II. Прочитайте текст. Составьте сложный план и тезисы отрывка из воспоминаний А.Ф. Кони о Л.Н. Толстом. Разделите страницу тетради на две части, в левой, меньшей, записывайте пункты плана, в правой – тезисы.
Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой. Во время долгих послеобеденных прогулок он обращался часто к своим воспоминаниям, и тут мне приходилось сравнивать технику его речи с техникой других мастеров литературного слова, которых мне приходилось слышать в жизни.
Совсем иным характером отличалось слово Толстого от того же Тургенева, Гончарова, Достоевского, Некрасова. За ним как бы чувствовалось биение сердца. Оно всегда было просто и поразительно просто по отношению к создаваемому им изображению, чуждо всяких эффектов и в конструкции и в распределении отдельных частей рассказа. Оно было хронологично и в то же время ставило слушателя в прямую и неуклонную дорогу к развязке рассказа, в которой обыкновенно заключались его цель и его внутренний смысл. Рассказы Толстого почти всегда начинались с какого-нибудь общего положения и афоризма и, отправляясь от него, как от истока, текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глубокое дно…
Вспоминая общее впечатление от того, что говорил в 1887 году Лев Николаевич, я могу восстановить в памяти некоторые его мысли по тем заметкам, которые сохранились в моем дневнике и подтверждаются во многом последующими его письмами. Многое из этого, в переработанном виде, вошло, конечно, в его позднейшие произведения, но мне хочется привести кое-что из этого в том именно виде, в котором оно первоначально выливалось из уст Льва Николаевича. «В каждом литературном произведении, - говорил он, - надо отличать три элемента. Самый главный – это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника. Только гармония содержания и любви дает полноту произведению, и тогда обыкновенно третий элемент – техника – достигает известного совершенства сам собою». У Тургенева, в сущности, немного содержания в произведениях, но большая любовь к своему предмету и великолепная техника. Наоборот, у Достоевского огромное содержание, но никакой техники, а у Некрасова есть содержание и техника, но нет элемента действительной любви.
Послетекстовые вопросы и задания.
1)Озаглавьте отрывок.
2)Перескажите содержание отрывка, пользуясь сначала тезисами, а потом планом.
3)С какими оценками, высказанными Л. Толстым в частной беседе, вы не вполне согласны? Обоснуйте свои ответы.
Sof fe'l Harakat nomi: Ravishdosh:
O'tirdi Ketish Chizib
Yozildi Tasvirlash Oqarib
So'zlashdi Yugurgancha Zavqlanib
Kelishdi Kelgach Yura-yura
O'qigani Turgach
To'plandi Ilinmoq
Yasaladi Qoralash
Tergani siqqancha ijod qilish
gaplashgach
Sanash
Объяснение:
SOF FE'L: NIMA QILDI? O'TIRDI
HARAKAT NOMI:NIMA QILISH?KETISH
RAVISHDOSH:NIMA QILIB:CHIZIB
ответ: На рубеже столетий в творчестве Родиона Щедрина ключевое положение занимают три крупнейших произведения сакральной тематики: Хоровая музыка по Н. С. Лескову «Запечатленный ангел» (1988), опера «Очарованный странник» (2002) и хоровая опера «Боярыня Морозова» (2006). Как пришел композитор к созданию упомянутой триады произведений с глубинным сакральным смыслом?
В последней четверти минувшего столетия в музыке возникла и сложилась область композиторского творчества, связанная с возрождением русской духовной традиции[1]. Произведения, принадлежащие этому направлению, можно разделить на две большие группы - литургические (предназначенные для богослужения) и внелитургические (духовно-концертные). К первой группе относятся сочинения воцерковленных композиторов (например, диакона С. Трубачева, о. Н. Ведерникова), а также композиторов, предлагающих собственную интерпретацию духовных жанров, например, Н. Лебедева.