20б 1. укажите ошибочное утверждение. а при подсчете чистого внутреннего продукта учитываются чистые инвестиции б чистый внутренний продукт превышает национальный доход на величину амортизации в в состав личного дохода входят трансфертные платежи г совокупные расходы равны совокупным 2.если в
стране достигнуто макроравновесие и известно, что совокупные расходы составляют 350 млн грн, а рента — 28 млн грн, то совокупные доходы равны: а 28 млн грн б 322 млн грн в 350 млн грн г 378 млн грн 3. определите величину реального ввп, если известно, что номинальный ввп страны составлял 825 млрд
ден. ед., а цены на товары и услуги сначала возросли на 11 %, а потом снизились на 2 %. а 91,7 млрд ден. ед. б 756,9 млрд ден. ед. в 758,4 млрд ден. ед. г 825 млрд ден. ед. 4. национальный доход страны составляет 126 млрд ден. ед., потребительские расходы — 81 млрд ден. ед., валовые инвестиции —
59 млрд ден. ед., экспорт — 42 млрд ден. ед., импорт — 45 млрд ден. ед., чистые внутренние инвестиции — 37 млрд ден. ед., косвенные налоги — 28 млрд ден. ед., трансфертные платежи — 33 млрд ден. ед. размер государственных расходов составляет: а 33 млрд ден. ед. б 39 млрд ден. ед. в 61 млрд ден.
ед. г 126 млрд ден. ед. 5. валовой внутренний продукт страны составляет 5 млн ден. ед., потребительские расходы — 3,2 млн ден. ед., государственные расходы — 0,9 млн ден. ед., чистый экспорт — 0,08 млн ден. ед., чистые внутренние инвестиции — 0,64 млн ден. ед., экспорт — 0,11 млн ден. ед. данные
свидетельствуют, что: а валовые инвестиции составляют 0,07 млн ден. ед., импорт — 0,03 млн ден. ед. б валовые инвестиции — 0,82 млн ден. ед., амортизация — 0,18 млн ден. ед. в амортизация — 0,57 млн ден. ед., импорт — 0,03 млн ден. ед. г валовые инвестиции — 0,82 млн ден. ед., импорт — (-0,03) млн
ден. ед.
Этическое поведение обычно приписывается отдельным лицам. Но можно ли вести речь об этичном или неэтичном поведении компаний, фирм, корпораций, которые действуют на рынке и ведут между собой конкурентную борьбу? Существуют две противоположные точки зрения на этот вопрос.[141]
Первая точка зрения заключается в том, что этические ценности могут быть реализованы в деятельности компаний. Далее приведено логическое обоснование этого подхода.
Если дискриминация одним человеком других людей безнравственна, столь же безнравственна и дискриминация, практикуемая корпорацией. Действия можно оценивать морально независимо от того, осуществляются ли они отдельным человеком или таким субъектом, как компания, корпорация или государство. Если дурно, когда воруют отдельные люди, столь же дурно, когда воруют предприятия.
В нашем житейском языке мы вполне уместно используем название фирмы для идентификации всех, кто с нею связан, для обозначения изделий, которые эти люди производят, или для определения хозяйственного субъекта, к которому можно предъявить претензии. Поэтому когда мы выносим нравственное суждение о действиях фирмы (или государства), нам вовсе нет необходимости знать, кто тот человек или кто те люди в фирме, на ком лежит ответственность за ее продукцию. Как с моральной, так и с юридической точки зрения мы вправе считать ответственной фирму как таковую. Таким образом, так как компании являются субъектами, действующими на рынке, то мы можем оценивать любое их действие с этических позиций.
Другая точка зрения заключается в том, что к компании неприменимы этические ценности. По мнению М. Фридмена и Г. Саймона, корпорации и другие официальные организации не относятся к субъектам морали, так как их деятельность регулируется законом. Функция бизнеса состоит в создании прибыли, и социальные реформы, благотворительность и тому подобное – это дело не бизнеса, а государства.
Лишь человеческие существа являются субъектами нравственности нести моральную ответственность. Когда люди работают на компанию, они действуют не от своего имени, а от имени компании, поэтому их нельзя оценивать с моральных позиций. Когда же сотрудники действуют против интересов фирмы, например нарушают закон или воруют, тогда они поступают по собственному почину и их поведение с полным правом можно оценить с нравственных позиций.
Таким образом, предприятия и фирмы не являются субъектами морали, не несут моральной ответственности и их не следует оценивать с позиций морали. В своей деятельности компании руководствуются буквой закона, и если корпорация не нарушает закон, то она может быть названа высокоморальной. Следовательно, отношения между компаниями должны регулироваться не этическими принципами, а буквой закона.
Мы полагаем, что вторая точка зрения в большей степени соответствует рыночным российским реалиям. Рассмотрим гипотетический пример. Предположим, что на рынке существуют два предприятия. Одно из них выполняет некие социальные обязательства, например бесплатно кормит своих сотрудников, оплачивает их обучение, проводит отчисления в фонд «Живой природы» и т. д. Другая компания этого не делает, в силу чего ее издержки ниже, чем у первой компании, и она может устанавливать более низкую цену на свою продукцию. Можно ли назвать первую компанию более этичной? ответ – нет, потому что конкуренция не может отличать плохой результат от моральной обязательности.
Так что же, спросит заинтересованный читатель, тем самым автор подводит этическую основу под реабилитацию принципов «дикого капитализма», то есть использование любых действий хорошо, если они ведут к получению прибыли? Отнюдь! На рынке компании выступают в качестве противников друг для друга. Каждая из команд пытается устранить противника, используя все возможности, которые предоставляют им правила, при остроумных ходов. Таким образом, задача состоит в творческом развитии новых ходов и приемов для победы над противником. Если целью деятельности компании является прибыль, то этично все, что ее достижению. Таким образом, борьба за клиента, перехват клиента являются естественным следствием рыночной экспансии успешных компаний.
Ключевым фактором, который отличает этичное поведение от неэтичного, является следование «правилам игры», принятым на данном рынке. Перехват этичен в той степени, насколько он соответствует правилам игры, которые действуют на конкурентном поле.
В число свободных благ входит часть возобновляемых ресурсов, например воздух, вода, солнечный свет.
Экономические блага — блага, доступный объем которых меньше потребности в них. Такие блага относительно ограниченны и поэтому имеют цену. В число экономических благ входят все невозобновляемые ресурсы и часть возобновляемых ресурсов. Например, свежий воздух и чистая вода уже не бесплатны: за свежим воздухом надо ехать за город и нести расходы на поездку, а чистую воду — покупать в бутылке.
Экономические блага надо производить, оплачивать и, поскольку они ограниченны, создавать механизмы их распределения между людьми. Производство, распределение и потребление экономических благ составляют экономический процесс