Наиболее известным валютным союзом является еврозона, охватывающая в настоящее время 19 стран ЕС, а также ряд заморских территорий Франции и несколько европейских государств, не являющихся членами Европейского союза (Ватикан и Сан-Марино, Андорра и Монако). Начало валютному союзу было положено в 1989 г., когда Ж. Делор представил план валютной интеграции. План включал три этапа. Первый этап пришелся на 1990 г., когда возросла взаимосвязь между европейскими центральными банками, а возможность использования ЭКЮ (от англ. European Currency Unit — европейская валютная единица) расширилась. Второй этап начался в 1994 г. Именно тогда был подписан Маастрихтский договор и основан Европейский валютный институт. Третий этап относят к 1998 г., когда определились страны, соответствующие Маастрихтским критериям, образован Европейский центральный банк (ЕЦБ). С января 1999 г. начал проводить безналичные операции в евро. В 2002—2003 гг. евро заменил национальные валюты большинства стран Европейского союза. Зона швейцарского франка включает Швейцарию и Лихтенштейн. И Швейцария, и Лихтенштейн относятся к группе стран, не имеющих выхода к морю. Вместе с тем они поддерживают высокий уровень жизни населения, во многом благодаря сильным позициям швейцарского франка. В 1920-х гг. Берн и Вадуц подписали соглашения о создании таможенного и валютного союзов. За Лихтенштейном осталось право чеканить собственную монету, однако в оборот она не поступила и является памятной. Швейцария является одним из наиболее важных центров финансовых услуг в мире, привлекая большие объемы иностранного капитала. Лихтенштейн аккумулирует гораздо меньше иностранных инвестиций, выступая специализированным центром финансовых услуг. Оба государства не входят в Европейский союз, на их территории распространен один язык — немецкий. По правительства с 1919 г. Швейцария представляет интересы Лихтенштейна и его граждан за рубежом. Страны также имеют общую патентную систему. Швейцарии дано право заключать договоры в сфере таможенного дела от имени Лихтенштейна. Вадуц полагается на Швейцарию в области национальной обороны, поскольку у него нет собственной армии. Как и его сосед, он придерживается политики нейтралитета. Послы в одну страну, как правило, аккредитованы для обеих стран. Открыв границы друг другу, союз двух стран проводит довольно жесткую протекционистскую политику в сфере сельского хозяйства, поддерживает технические барьеры в торговли и ограниченную конкуренцию в различных отраслях по отношению к третьим странам. Западноафриканская зона Африканского финансового сообщества (франка КФА), участниками которой являются Бенин, Мали, Нигер, Того, Сенегал, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау и Кот-д’Ивуар. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЗАЭВС) характеризуется признанием в качестве законного средства платежа франк КФА, эмиссия которого возложена на Центральный банк государств Западной Африки. Органами, ответственными за работу ЗАЭВС, являются: · конференция глав государств и правительств; · совет министров; · банковская комиссия; · региональный совет по сбережениям и финансовым рынкам. Конференция глав государств является высшим органом Союза. Конференция принимает решение о присоединении новых членов и принимает все решения по вопросам, переданным ей Советом министров. Совет министров отвечает за управление Союзом. Каждая страна-член представлена двумя министрами, но только министр финансов имеет право голоса. Совет министров определяет денежно-кредитную политику Союза в целях обеспечения ценности единой валюты и финансирования деятельности и экономического развития государств — членов Союза. Центральноафриканская зона франка КФА, охватывающая Габон и Камерун, Чад и Центральноафриканскую республику, Республику Конго и Экваториальную Гвинею. Эмиссию франка КФА в Экономическом сообществе стран Центральной Африки (ЭКОЦАС) реализует Банк государств Центральной Африки. ЗАЭВС и ЭКОЦАС являются независимыми друг от друга организациями. Однако существует соглашением, по которому франки, эмитируемые ЗАЭВС и ЭКОЦАС, обмениваются по фиксированному курсу 1:1 и обе валютные зоны привязаны к евро. Зона восточно-карибского доллара, в которую вошли страны — члены Организации Восточно-карибских государств и о. Ангилья. Эмиссию валюты и денежно-кредитную политику осуществляет Восточно-Карибский центральный банк, созданный в 1983 г. Курс восточно-карибского доллара фиксирован к доллару США.
Вопросы: 1. Выявите предпосылки, создания таможенных и валютных союзов. 2. Применима ли теория интеграции в настоящее время к формированию таможенных и валютных союзов? 3. Какими особенностями характеризуются таможенные союзы? 4. В чем состоят цели валютных союзов? 5. Назовите преимущества и недостатки участия государства в валютном союзе. 6. Является ли Россия участницей таможенных и валютных союзов
ответ:
в россии налоговая система начала складываться с 862 г., когда варяжскими князьями рюриками были объединены два центра восточных славян – новгород и киев и создано государство киевская русь. для содержания князи, его двора и дружины необходимы были средства. они поступали в виде натуральной дани. для сбора дани князь вместе с дружиной с ноября по апрель объезжал свои земли.
сначала размер дани не был зафиксирован, что приводило к конфликтам. в 945 г. сын рюрика князь игорь, собрав один раз дань с одного из славянских племен - древлян, вернулся и потребовал дополнительную дань. возмущенные древляне разгромили княжескую дружину, а самого князя разорвали, привязав к наклоненным верхушкам деревьев. это вызвало первую налоговую реформу на руси. ее провела жена князя игоря княгиня ольга, которая зафиксировала размер дани («урок») и место сбора дани («погост»).
после монгольского завоевания система налогообложения изменилась. до начала ixв. в пользу золотой орды взималось 14 налогов. сбор налогов сначала проводили бусурманы – мусульманские купцы из самарканда и бухары, а затем сбор налогов был передан князьям. размер налогов был разорительным, и это было одним из побудительных мотивов объединения удельных князей вокруг москвы и затем свержения татаро-монгольского ига в 1480 г.
с образованием московского государства начинается постепенное создание налоговой системы россии, которая в основном включала имущественные налоги, а также таможенные и проезжие пошлины («мыто» - взималось с провозимых товаров, проезжающих людей, прогоняемого скота). также взимались государственные пошлины, например, за скрепление актов «государственной» печатью. крестьянские общины платили подворный налог.
некоторые налоги взимались регулярно, а часть вводилась в чрезвычайных ситуациях, например, во время войны, неурожая. например, налоги «деньга пятая» (20% дохода торговых людей), «деньга десятая» (10% дохода). усиление налогового давления приводило к народным волнениям, например, в 1646 г. повышение соляного налога с 5 до 20 копеек за пуд вызвало соляные бунты, так как для населения стало невозможным заготавливать основной продукт питания на зиму – рыбу. соляной налог в россии был временно отменен.
сбор налогов был разрозненным, так как разные налоги собирали разные учреждения.
с началом царствования петр iпроизошли и изменения в налогообложении. военные действия требовали новых налогов, были введены налоги с извозчиков, найма домов и даже сбор с бороды. с дворян за бороду взималось 660 руб., с купцов – 100 руб., с торговцев – 60 руб., с крестьян – 30 руб. в деревне крестьяне за бороду не платили, но при въезде в город платили 1 коп. подворный налог был заменен подушной податью – с души мужского пола.
прямые налоги обеспечивали в xviiiв. около 50% доходов бюджета, вторую половину составляли косвенные налоги. при введении винной монополии винный акциз приносил бюджету 23-28% доходов. вторыми по значимости косвенными налогами стали таможенные пошлины (15% доходов). налоговое бремя на крестьян достигало 1/3 их доходов.
во второй половине xixв. произошли коренные изменения в российской финансовой системе. подушное обложение было заменено поземельным налогом, который впервые в россии платило и дворянство. городское население платило вместо подушного подомовой налог – 10% с суммы оценочного чистого дохода с недвижимого имущества. этот налог обеспечивал около 40% доходов бюджетов городов.
косвенные налоги оставались важным источников доходов бюджета. акцизы на вино в россии были введены в 1861 г, также акцизами облагались табак, чай, сахар, соль, спички, нефтепродукты и т.д.
в 1894 г в россии была введена винная монополия, то есть продажа спиртных напитков разрешалась только в казенных заведениях. частным лицам разрешалось производить спирт-сырец. винная монополия к 1913 году обеспечивала 22% всех бюджетных доходов.
после октябрьской революции 1917 г финансовая система страны разрушилась, и ввиду высокой инфляции (до 40% в месяц) налоги стали взиматься в натуральной форме. в январе 1919 г. была введена «продразверстка» - обязательная сдача крестьянами сельхозпродукции государству. затем она была заменена продовольственным налогом, а с 1924 г – единый сельскохозяйственным налогом.
объяснение: