решить задачи 1. Валовой внутренний продукт страны составил $5500 млрд., потребительские расходы $3800 млрд., государственные закупки товаров и услуг $900 млрд., трансферты $70 млрд., валовые частные инвестиции в основной капитал $650 млрд. долл., инвестиции в жилищное строительство $200 млрд., экспорт $25 млрд., импорт $40 млрд. Изменение запасов составило:
2. Валовой внутренний продукт страны составил $6000 млрд., потребительские расходы $3600 млрд., государственные закупки товаров и услуг $950 млрд., чистые частные инвестиции $750 млрд., чистый экспорт -$70 млрд., изменения в запасах -$50 млрд. Стоимость потребленного капитала равна:
1) Находим среднегодовую стоимость основных производственных фондов - ОПФ(ср.)
ОПФ(ср.) = (ОПФ(н.) + ОПФ(к.))/2
ОПФ(н.) = 83900 тыс. руб.
ОПФ(к.) = 84100 тыс. руб.
ОПФ(ср.) = (83900+83100)/2= 84000 тыс. руб.
2) Находим плановую фондоотдачу - Фо(пл.)
Фо(пл.) = ВП(пл.)/ОПФ(ср.)
ВП(пл.)=ВП(ф):106*100=90450:1,06=85330 тыс. руб.
*** ВП(пл.) - выпуск продукции плановый
ВП(ф.) - выпуск продукции фактический
Фо(пл.) = 85330/84000 = 1,016
3) Находим плановую фондоёмкость - Фё(пл.)
Фё(пл.)= 1/Фо(пл.)
Фё(пл.) = 1/1,016 = 0,98
4) Находим фактическую фондоотдачу - Фо(ф.)
Фо(ф.) = ВП(ф.)/ОПФ(ср.)
Фо(ф.) = 90450/84000 = 1,077
4) Находим фактическую фондоёмкость - Фё(ф.)
Фё(ф.) = 1/Фо(ф.)
Фё(ф) = 1/1,077 = 0,93
Утопический, несуществующий.
Немецкий социолог Макс Вебер разработал единое и достаточно надёжное методологическое средство социально-исторического исследования – теорию идеальных типов. Согласно Веберу, теоретическое социологическое исследование, опирающееся на сравнительный анализ и сопоставление эмпирических фактов социально-исторической деятельности, должно приводить к формированию представлений об идеальном типе социальных явлений – социальных действий, институтов, отношений форм общественной организации, историко-культурных феноменов, экономических отношений и т.п. Отправной точкой для Вебера была экономическая теория Маркса, так как эта теория дает идеальную картину процессов, происходящих на рынке в обществе товарно-денежного обмена, свободной конкуренции и строго рационального поведения. Идеальный тип представляет собой заведомое упрощение и идеализацию сложности и многообразия социальных явлений, осуществляемое исследователем в целях систематизации данного ему эмпирического материала и дальнейшего его сопоставления и изучения, а также, что подобных конструкций в действительности нет. И в социальной действительности нельзя найти чисто рациональное действие, которое может выступать как идеальный тип. Ведь реальное существующее общество является в одних отношениях феодальным, в других – патронимным, в-третьих – бюрократическим, в-четвертых – харизматическим. Представления о чистом феодальном, бюрократическом, харизматическом и других обществах являются идеальными типами. Понятие «идеальный» не означает идеализацию, совершенный образец или высшую цель, это всего лишь несуществующее. Концепция идеальных типов, в которой подчеркивалась роль идеализации в типологических процедурах, была направлена против эмпиризма и описательности в социально-историческом исследовании, трактовки истории как чисто идиографической науки неокантианцами баденской школы. Указывая на своеобразие задач исторического и социологического познания, которые Вебер трактовал в духе понимающей социологии, он отмечал принципиальное сходство процедур идеализации в естествознании и гуманитарных науках. Однако, находясь под влиянием неокантианской гносеологии, рассматривал идеальные типы как логические конструкции для обработки эмпирических данных, а не как идеализации, имеющие свои реальные прообразы в социально-исторической действительности.
Идеальный тип, по Веберу, не следует путать с гипотезой: «Идеальный тип – не «гипотеза», он лишь указывает, в каком направлении должно идти образование гипотез. Не дает он и изображения действительности, но представляет для этого однозначные средства выражения». В то время, как гипотеза требует проверки опытом: если она подтверждается, то становится теорией, если нет – отвергается, идеальный тип не может быть отвергнут по определению. И он не требует проверки реальными фактами, а действительность сравнивается с ним лишь для того, чтобы понять, насколько она отличается от созданной идеально-типической конструкции. По Веберу, идеальный тип «формируется односторонним акцентированием одной или более точек зрения и синтезом очень многих расплывчатых, более или менее разрозненных, имеющихся налицо или по временам отсутствующих конкретных индивидуальных явлений, которые организуются в соответствии с этими односторонне подчеркиваемыми точками зрения в единую логическую конструкцию». Задача исторического исследования в том, чтобы в каждом отдельном случае установить, насколько действительность близка или далека от соответствующего мысленного образа.
Вебер, предложил в виде утопии «идею ремесла», соединив определенные черты ремесел различных эпох и народов в один идеальный образ. Идеальному типу «ремесла» можно, абстрагируя определенные черты современной крупной промышленности, противопоставить идеальный тип капиталистического хозяйства. Конструируя идеальные типы, Вебер стремился ответить на вопрос: что было бы, если бы исследуемое явление или процесс беспрепятственно развивались в указанном направлении. Анализируя результаты любой ситуации, стремился понять: каким было бы поведение участников события, если бы они в полной мере обладали необходимой информацией и удачно нашли средства, необходимые для достижения поставленной задачи. Например, Вебер моделировал ситуацию биржевой паники, после чего пытался ответить на вопрос: «Каким было бы поведение игроков на бирже, если бы они не поддались сильным эмоциям и действовали абсолютно хладнокровно, со знанием дела?». Нарисовав себе «идеальную» картину происходящего, Вебер получал представление о том, насколько исказили ее иррациональные моменты в поведении людей, как повлияли страх и отчаяние на результаты их деятельности. Сам Вебер не дал классификации идеальных типов, хотя введенное им понятие охватывает различные виды осуществления типологической процедуры в социальных науках. Таким образом, в образовании абстрактных идеальных типов Вебер видел не цель, а средство познания. Этот механизм применим ко многим используемым им идеальным типам.