Общественные товары — это такие товары и услуги, которые потребляются коллективно, всеми гражданами, независимо от того, оплачиваются они или нет. Потребление общественных товаров для пользователей становится доступным без дополнительных затрат.
Общественные блага отличают две особенности. Во-первых, их использование нельзя ограничить. Если человек пользуется освещением на городских улицах, то этим могут пользоваться и все остальные граждане. Во-вторых, противодействовать использованию общественных благ нежелательно или нецелесообразно. Дорожными знаками, регулирующими правила движения, пользуются все граждане во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционных заболеваний.
Но если общественными благами можно пользоваться всем, можно пользоваться, не заплатив, то возникает проблема уклонения от участия в общих расходах.
Люди рассчитывают пользоваться общественными благами, оплачиваемыми кем-либо, только не самим пользователем. Отказ от уплаты соответствующих взносов означает сокращение размеров предоставляемых благ. Увеличение числа льгот и количества льготников, не подкрепленное финансовыми и материальными ресурсами, — один из негативных аспектов рассматриваемого явления.
Блага, предоставляемые государством бесплатно или по нулевым ценам, не являются для общества бесплатными. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, при этом затраты на их создание и поддержание постоянно растут.
В обществе возникают определенные коллизии при обсуждении вопросов, куда направить средства в первую очередь (проблема приоритетов), какие принципы положить в основу при распределении общественных благ, как ограничить их использование, какую процедуру избрать при принятии этих и подобных решений.
Все более активное участие государства в бизнесе и хозяйственном регулировании поднимает вопрос о практике реализации общественного выбора. Суть проблемы — как добиться, чтобы принятие законов, установление налогов, распределение бюджетных средств, другие действия и решения властных структур действительно отвечали нуждам общества, а не отдельных лиц или групп населения.
Американский экономист Джеймс Бьюкенен (род. 1919) утверждает, что политические решения нужно рассматривать с экономических позиций, по аналогии с другими решениями в сфере экономической деятельности. Политические решения — это выбор альтернативных вариантов. В известной мере он осуществляется подобно тому, как это происходит на обычном рынке. Но есть и различия. Например, существует мнение, что налоги платятся в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Налогоплательщики — одни, а блага за счет налогов нередко получают другие.
Более того, когда речь идет об общественных благах, связанных с распределением ресурсов, затрагивающих интересы многих людей, решения обычно принимаются узкой группой чиновников, преследующих свои эгоистические цели. Необходим политический механизм, который позволял бы согласовать многозначность целей, преодолеть противоречие интересов.
Субъект налогообложения— лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.
По законодательству налогоплательщиками и плательщиками сборов выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Общественные товары — это такие товары и услуги, которые потребляются коллективно, всеми гражданами, независимо от того, оплачиваются они или нет. Потребление общественных товаров для пользователей становится доступным без дополнительных затрат.
Общественные блага отличают две особенности. Во-первых, их использование нельзя ограничить. Если человек пользуется освещением на городских улицах, то этим могут пользоваться и все остальные граждане. Во-вторых, противодействовать использованию общественных благ нежелательно или нецелесообразно. Дорожными знаками, регулирующими правила движения, пользуются все граждане во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционных заболеваний.
Но если общественными благами можно пользоваться всем, можно пользоваться, не заплатив, то возникает проблема уклонения от участия в общих расходах.
Люди рассчитывают пользоваться общественными благами, оплачиваемыми кем-либо, только не самим пользователем. Отказ от уплаты соответствующих взносов означает сокращение размеров предоставляемых благ. Увеличение числа льгот и количества льготников, не подкрепленное финансовыми и материальными ресурсами, — один из негативных аспектов рассматриваемого явления.
Блага, предоставляемые государством бесплатно или по нулевым ценам, не являются для общества бесплатными. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, при этом затраты на их создание и поддержание постоянно растут.
В обществе возникают определенные коллизии при обсуждении вопросов, куда направить средства в первую очередь (проблема приоритетов), какие принципы положить в основу при распределении общественных благ, как ограничить их использование, какую процедуру избрать при принятии этих и подобных решений.
Все более активное участие государства в бизнесе и хозяйственном регулировании поднимает вопрос о практике реализации общественного выбора. Суть проблемы — как добиться, чтобы принятие законов, установление налогов, распределение бюджетных средств, другие действия и решения властных структур действительно отвечали нуждам общества, а не отдельных лиц или групп населения.
Американский экономист Джеймс Бьюкенен (род. 1919) утверждает, что политические решения нужно рассматривать с экономических позиций, по аналогии с другими решениями в сфере экономической деятельности. Политические решения — это выбор альтернативных вариантов. В известной мере он осуществляется подобно тому, как это происходит на обычном рынке. Но есть и различия. Например, существует мнение, что налоги платятся в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Налогоплательщики — одни, а блага за счет налогов нередко получают другие.
Более того, когда речь идет об общественных благах, связанных с распределением ресурсов, затрагивающих интересы многих людей, решения обычно принимаются узкой группой чиновников, преследующих свои эгоистические цели. Необходим политический механизм, который позволял бы согласовать многозначность целей, преодолеть противоречие интересов.
Субъект налогообложения— лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.
По законодательству налогоплательщиками и плательщиками сборов выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.