в условиях централизованного государственного воздействия на в нашей стране наряду с предприятиями - монополистами в машиностроении, приборостроении и других отраслях народного хозяйства сформировались так называемые естественные монополии, функционирующие как на федеральном уровне (транспортировка газа по , железнодорожные перевозки и так и в пределах отдельно взятого региона, города, района и населенного пункта (местные системы электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и т. сложилась такая ситуация, когда крупные предприятия-монополисты и естественные монополии практически всегда имели и имеют до сих пор потенциальную возможность своими антирыночными действиями не только создавать кризисные явления в , но и всячески дискредитировать саму политику проведения рыночных реформ. в странах с развитой рыночной такие действия хозяйствующих субъектов давно уже подвергаются ограничительному и регулирующему воздействию со стороны государства. в нашей стране в этом направлении делаются пока только первые шаги. созданы законодательная база, соответствующие федеральные и территориальные антимонопольные органы по , ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции субъектов республиканского и местных товарных рынков. непосредственному ограничительному и регулирующему воздействию со стороны специально созданных федеральных служб россии подвергаются также естественные монополии в области связи, транспорта и энергетики.
в россии налоговая система начала складываться с 862 г., когда варяжскими князьями рюриками были объединены два центра восточных славян – новгород и киев и создано государство киевская русь. для содержания князи, его двора и дружины необходимы были средства. они поступали в виде натуральной дани. для сбора дани князь вместе с дружиной с ноября по апрель объезжал свои земли.
сначала размер дани не был зафиксирован, что приводило к конфликтам. в 945 г. сын рюрика князь игорь, собрав один раз дань с одного из славянских племен - древлян, вернулся и потребовал дополнительную дань. возмущенные древляне разгромили княжескую дружину, а самого князя разорвали, привязав к наклоненным верхушкам деревьев. это вызвало первую налоговую реформу на руси. ее провела жена князя игоря княгиня ольга, которая зафиксировала размер дани («урок») и место сбора дани («погост»).
после монгольского завоевания система налогообложения изменилась. до начала ixв. в пользу золотой орды взималось 14 налогов. сбор налогов сначала проводили бусурманы – мусульманские купцы из самарканда и бухары, а затем сбор налогов был передан князьям. размер налогов был разорительным, и это было одним из побудительных мотивов объединения удельных князей вокруг москвы и затем свержения татаро-монгольского ига в 1480 г.
с образованием московского государства начинается постепенное создание налоговой системы россии, которая в основном включала имущественные налоги, а также таможенные и проезжие пошлины («мыто» - взималось с провозимых товаров, проезжающих людей, прогоняемого скота). также взимались государственные пошлины, например, за скрепление актов «государственной» печатью. крестьянские общины платили подворный налог.
некоторые налоги взимались регулярно, а часть вводилась в чрезвычайных ситуациях, например, во время войны, неурожая. например, налоги «деньга пятая» (20% дохода торговых людей), «деньга десятая» (10% дохода). усиление налогового давления приводило к народным волнениям, например, в 1646 г. повышение соляного налога с 5 до 20 копеек за пуд вызвало соляные бунты, так как для населения стало невозможным заготавливать основной продукт питания на зиму – рыбу. соляной налог в россии был временно отменен.
сбор налогов был разрозненным, так как разные налоги собирали разные учреждения.
с началом царствования петр iпроизошли и изменения в налогообложении. военные действия требовали новых налогов, были введены налоги с извозчиков, найма домов и даже сбор с бороды. с дворян за бороду взималось 660 руб., с купцов – 100 руб., с торговцев – 60 руб., с крестьян – 30 руб. в деревне крестьяне за бороду не платили, но при въезде в город платили 1 коп. подворный налог был заменен подушной податью – с души мужского пола.
прямые налоги обеспечивали в xviiiв. около 50% доходов бюджета, вторую половину составляли косвенные налоги. при введении винной монополии винный акциз приносил бюджету 23-28% доходов. вторыми по значимости косвенными налогами стали таможенные пошлины (15% доходов). налоговое бремя на крестьян достигало 1/3 их доходов.
во второй половине xixв. произошли коренные изменения в российской финансовой системе. подушное обложение было заменено поземельным налогом, который впервые в россии платило и дворянство. городское население платило вместо подушного подомовой налог – 10% с суммы оценочного чистого дохода с недвижимого имущества. этот налог обеспечивал около 40% доходов бюджетов городов.
косвенные налоги оставались важным источников доходов бюджета. акцизы на вино в россии были введены в 1861 г, также акцизами облагались табак, чай, сахар, соль, спички, нефтепродукты и т.д.
в 1894 г в россии была введена винная монополия, то есть продажа спиртных напитков разрешалась только в казенных заведениях. частным лицам разрешалось производить спирт-сырец. винная монополия к 1913 году обеспечивала 22% всех бюджетных доходов.
после октябрьской революции 1917 г финансовая система страны разрушилась, и ввиду высокой инфляции (до 40% в месяц) налоги стали взиматься в натуральной форме. в январе 1919 г. была введена «продразверстка» - обязательная сдача крестьянами сельхозпродукции государству. затем она была заменена продовольственным налогом, а с 1924 г – единый сельскохозяйственным налогом.
в условиях централизованного государственного воздействия на в нашей стране наряду с предприятиями - монополистами в машиностроении, приборостроении и других отраслях народного хозяйства сформировались так называемые естественные монополии, функционирующие как на федеральном уровне (транспортировка газа по , железнодорожные перевозки и так и в пределах отдельно взятого региона, города, района и населенного пункта (местные системы электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и т. сложилась такая ситуация, когда крупные предприятия-монополисты и естественные монополии практически всегда имели и имеют до сих пор потенциальную возможность своими антирыночными действиями не только создавать кризисные явления в , но и всячески дискредитировать саму политику проведения рыночных реформ. в странах с развитой рыночной такие действия хозяйствующих субъектов давно уже подвергаются ограничительному и регулирующему воздействию со стороны государства. в нашей стране в этом направлении делаются пока только первые шаги. созданы законодательная база, соответствующие федеральные и территориальные антимонопольные органы по , ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции субъектов республиканского и местных товарных рынков. непосредственному ограничительному и регулирующему воздействию со стороны специально созданных федеральных служб россии подвергаются также естественные монополии в области связи, транспорта и энергетики.
ответ:
в россии налоговая система начала складываться с 862 г., когда варяжскими князьями рюриками были объединены два центра восточных славян – новгород и киев и создано государство киевская русь. для содержания князи, его двора и дружины необходимы были средства. они поступали в виде натуральной дани. для сбора дани князь вместе с дружиной с ноября по апрель объезжал свои земли.
сначала размер дани не был зафиксирован, что приводило к конфликтам. в 945 г. сын рюрика князь игорь, собрав один раз дань с одного из славянских племен - древлян, вернулся и потребовал дополнительную дань. возмущенные древляне разгромили княжескую дружину, а самого князя разорвали, привязав к наклоненным верхушкам деревьев. это вызвало первую налоговую реформу на руси. ее провела жена князя игоря княгиня ольга, которая зафиксировала размер дани («урок») и место сбора дани («погост»).
после монгольского завоевания система налогообложения изменилась. до начала ixв. в пользу золотой орды взималось 14 налогов. сбор налогов сначала проводили бусурманы – мусульманские купцы из самарканда и бухары, а затем сбор налогов был передан князьям. размер налогов был разорительным, и это было одним из побудительных мотивов объединения удельных князей вокруг москвы и затем свержения татаро-монгольского ига в 1480 г.
с образованием московского государства начинается постепенное создание налоговой системы россии, которая в основном включала имущественные налоги, а также таможенные и проезжие пошлины («мыто» - взималось с провозимых товаров, проезжающих людей, прогоняемого скота). также взимались государственные пошлины, например, за скрепление актов «государственной» печатью. крестьянские общины платили подворный налог.
некоторые налоги взимались регулярно, а часть вводилась в чрезвычайных ситуациях, например, во время войны, неурожая. например, налоги «деньга пятая» (20% дохода торговых людей), «деньга десятая» (10% дохода). усиление налогового давления приводило к народным волнениям, например, в 1646 г. повышение соляного налога с 5 до 20 копеек за пуд вызвало соляные бунты, так как для населения стало невозможным заготавливать основной продукт питания на зиму – рыбу. соляной налог в россии был временно отменен.
сбор налогов был разрозненным, так как разные налоги собирали разные учреждения.
с началом царствования петр iпроизошли и изменения в налогообложении. военные действия требовали новых налогов, были введены налоги с извозчиков, найма домов и даже сбор с бороды. с дворян за бороду взималось 660 руб., с купцов – 100 руб., с торговцев – 60 руб., с крестьян – 30 руб. в деревне крестьяне за бороду не платили, но при въезде в город платили 1 коп. подворный налог был заменен подушной податью – с души мужского пола.
прямые налоги обеспечивали в xviiiв. около 50% доходов бюджета, вторую половину составляли косвенные налоги. при введении винной монополии винный акциз приносил бюджету 23-28% доходов. вторыми по значимости косвенными налогами стали таможенные пошлины (15% доходов). налоговое бремя на крестьян достигало 1/3 их доходов.
во второй половине xixв. произошли коренные изменения в российской финансовой системе. подушное обложение было заменено поземельным налогом, который впервые в россии платило и дворянство. городское население платило вместо подушного подомовой налог – 10% с суммы оценочного чистого дохода с недвижимого имущества. этот налог обеспечивал около 40% доходов бюджетов городов.
косвенные налоги оставались важным источников доходов бюджета. акцизы на вино в россии были введены в 1861 г, также акцизами облагались табак, чай, сахар, соль, спички, нефтепродукты и т.д.
в 1894 г в россии была введена винная монополия, то есть продажа спиртных напитков разрешалась только в казенных заведениях. частным лицам разрешалось производить спирт-сырец. винная монополия к 1913 году обеспечивала 22% всех бюджетных доходов.
после октябрьской революции 1917 г финансовая система страны разрушилась, и ввиду высокой инфляции (до 40% в месяц) налоги стали взиматься в натуральной форме. в январе 1919 г. была введена «продразверстка» - обязательная сдача крестьянами сельхозпродукции государству. затем она была заменена продовольственным налогом, а с 1924 г – единый сельскохозяйственным налогом.
объяснение: