Затраты на сырье и материалы составляют 225 ты. руб. или 75% себестоимости товарной продукции. Планируется снижение норм расхода сырья и материалов на 5%, а их цен покупки на 4%. Определить на сколько % снизится себестоимость товарной продукции из-за снижения норм и цен на материалы. (с точностью до десятичной).
1. Товары первой необходимости; 2. Товары роскоши; 3. Сырьевые товары.
Неэластичный спрос (нечувствительность к цене: Ed < 1) – когда снижение цены приводит к увеличению выручки, а повышение цены – к ее падению. Спрос на товары бывает неэластичным по следующим причинам:
· Это товары первой необходимости. Несмотря на изменения в цене, покупатели продолжают приобретать товары первой необходимости: это хлеб, молоко, бензин, соль, спички.
· Для них трудно найти заменители. Соль- ее невозможно ничем заменить. Величина спроса на нее не изменится при любой цене. Даже если цена соли сильно возрастет, мы не станем есть подсоленую пищу.
· Эти товары относительно недороги. Люди не меняют свои покупательские привычки, если изменяется цена какого-либо недорогого продукта.
· Безвыходное положение потребителей. Если у вас заканчивается бензин, вы вряд ли будете искать автозаправку подешевле.
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене
1. Количество товаров заменителей. Чем больше заменителей у данного товара и чем лучше они его замещают, тем выше прямая эластичность спроса для рассматриваемого товара.
2. Узость определения товара. Чем конкретнее мы опишем товар, тем эластичнее спрос на него.
3 Удельный вес расходов на товар в бюджете потребителя. Чем выше удельный вес расходов на товар, тем выше эластичность спроса по цене. 4
. Размер дохода потребителя. Чем выше доход потребителя, тем ниже эластичность спроса по цене. Чем богаче человек, тем менее он чувствителен к изменению цен на большинство товаров.
5. Степень необходимости товара для потребителя. Чем выше степень необходимости, тем ниже эластичность спроса по цене. Например, если вы фанат футбола, то будете экономить на всем, но продолжать ходить на интересующие матчи, несмотря на рост стоимости билетов.
6. Длительность рассматриваемого интервала времени. Чем длительнее рассматриваемый интервал времени, тем выше эластичность спроса по цене. Например, рост стоимости сигарет может привести к постепенному отказу от курения, а рост цены нефти - к переключению на альтернативные источники энергии.
В чем особенности выработки стратегии своего поведения олигополистическими фирмами?
При олигополии в отрасли доминирует несколько очень крупных фирм. Фирмы настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение. Поэтому фирма может оказывать влияние на рыночную цену, то есть осуществлять рыночную власть. Продукт олигополии может быть как однородным, так и дифференцированным. В рамках жесточайшей конкуренции олигополисты могут стремиться к монополии отрасли путем слияний и поглощений, выживать конкурентов с рынка, используя манипуляцию с ценами . Вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами. Взаимозависимость фирм в отрасли настолько велика, что конкретное решение некоторой фирмы может существенно повлиять на деятельность остальных. Кривая спроса на продукцию олигополии очень похожа на кривую спроса при монополии. Олигополия очень эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост. Участники олигополии обладают значительным объемом прибыли, которая является результатом существования барьеров для вхождения в отрасль и их избегать ценовой конкуренции.