Активность изотопа углерода 14 6 с в древних деревянных предметах составляет доля активности 0,01 этого изотопа в свежесрубленных деревьях.период полураспада изотопа 14 6 с равен 5730 лет. определить возраст древних предметов.
онкое кольцо массой 15 г и радиусом 12 см несет заряд, равномерно распределенный с линейной плотностью 10 нКл/м. Кольцо равномерно вращается с частотой 8 с-1 относительно оси, перпендикулярной плоскости кольца и проходящей через ее центр. Определить отношение магнитного момента кругового тока, создаваемого кольцом, к его моменту импульса. [251 нКл/кг]
14.2. По проводу, согнутому в виде квадрата со стороной, равной 60 см, течет постоянный ток 3 А. Определить индукцию магнитного поля в центре квадрата. [5,66 мкТл]
14.3. По двум бесконечно длинным прямым параллельным проводникам, расстояние между которыми равно 25 см, текут токи 20 и 30 А в противоположных направлениях. Определить магнитную индукцию В вточке, удаленной на г1 =30 см от первого и г2=40 см от второго проводника. [9,5 мкТл]
14.4. Определить магнитную индукцию на оси тонкого проволочного кольца радиусом 10 см, по которому течет ток 10 А, в точке, расположенной на расстоянии 15 см от центра кольца. [10,7 мкТл]
14.5. Два бесконечных прямолинейных параллельных проводника с одинаковыми токами, текущими в одном направлении, находятся друг от друга на расстоянии R. Чтобы их раздвинуть до расстояния 3R, на каждый сантиметр длины проводника затрачивается работа А=220 нДж. Определить силу тока в проводниках. [10 А]
14.6. Определить напряженность поля, создаваемого прямолинейно равномерно движущимся со скоростью 500 км/с электроном в точке, находящейся от него на расстоянии 20 нм и лежащей на перпендикуляре к скорости, проходящем через мгновенное положение электрона. [15,9 А/м]
14.7. Протон, ускоренный разностью потенциалов 0,5 кВ, влетая в однородное магнитное поле с индукцией 0,1 Тл, движется по окружности. Определить радиус этой окружности. [3,23 см]
14.8. Определить, при какой скорости пучок заряженных частиц, проходя перпендикулярно область, в которой созданы однородные поперечные электрическое и магнитное поля с E = 10 кВ/м и В = 0,2Тл, не отклоняется. [50 км/с]
14.9. Циклотрон ускоряет протоны до энергии 10 МэВ. Определить радиус дуантов циклотрона при индукции магнитного поля 1 Тл. [>47 см]
14.10. Через сечение медной пластинки толщиной 0,1 мм пропускается ток 5 А. Пластинка помещается в однородное магнитное поле с индукцией 0,5 Тл, перпендикулярное ребру пластинки и направлению тока. Считая концентрацию электронов проводимости равной концентрации атомов, определить возникающую в пластине поперечную (холловскую) разность потенциалов. Плотность меди 8,93 г/см3. [1,85 мкВ]
14.11. По прямому бесконечно длинному проводнику течет ток 15 А. Определить, пользуясь теоремой о циркуляции вектора В, магнитную индукцию В вточке, расположенной на расстоянии 15 см от проводника. [20 мкТл]
14.12. Определить, пользуясь теоремой о циркуляции вектора В, индукцию и напряженность магнитного поля на оси тороида без сердечника, по обмотке которого, содержащей 300 витков, протекает ток 1 А. Внешний диаметр тороида равен 60 см, внутренний — 40 см. [0.24 мТл; 191 А/м]
14.13. Поток магнитной индукции сквозь площадь поперечного сечения соленоида (без сердечника) Ф = 5 мкВб. Длина соленоида l = 25 см. Определить магнитный момент рт этого соленоида. [1 А×м2]
14.14. Круглая рамка с током площадью 20 см2 закреплена параллельно магнитному полю (5 = 0,2 Тл), и на нее действует вращающий момент 0,6 мН'м. Рамку освободили, после поворота на 90° ее угловая скорость стала 20 с-1. Определить: 1) силу тока, текущего в рамке; 2) момент инерции рамки относительно ее диаметра. [1) 1,5 А; 2) 3×10 -6 кг м2]
онкое кольцо массой 15 г и радиусом 12 см несет заряд, равномерно распределенный с линейной плотностью 10 нКл/м. Кольцо равномерно вращается с частотой 8 с-1 относительно оси, перпендикулярной плоскости кольца и проходящей через ее центр. Определить отношение магнитного момента кругового тока, создаваемого кольцом, к его моменту импульса. [251 нКл/кг]
14.2. По проводу, согнутому в виде квадрата со стороной, равной 60 см, течет постоянный ток 3 А. Определить индукцию магнитного поля в центре квадрата. [5,66 мкТл]
14.3. По двум бесконечно длинным прямым параллельным проводникам, расстояние между которыми равно 25 см, текут токи 20 и 30 А в противоположных направлениях. Определить магнитную индукцию В вточке, удаленной на г1 =30 см от первого и г2=40 см от второго проводника. [9,5 мкТл]
14.4. Определить магнитную индукцию на оси тонкого проволочного кольца радиусом 10 см, по которому течет ток 10 А, в точке, расположенной на расстоянии 15 см от центра кольца. [10,7 мкТл]
14.5. Два бесконечных прямолинейных параллельных проводника с одинаковыми токами, текущими в одном направлении, находятся друг от друга на расстоянии R. Чтобы их раздвинуть до расстояния 3R, на каждый сантиметр длины проводника затрачивается работа А=220 нДж. Определить силу тока в проводниках. [10 А]
14.6. Определить напряженность поля, создаваемого прямолинейно равномерно движущимся со скоростью 500 км/с электроном в точке, находящейся от него на расстоянии 20 нм и лежащей на перпендикуляре к скорости, проходящем через мгновенное положение электрона. [15,9 А/м]
14.7. Протон, ускоренный разностью потенциалов 0,5 кВ, влетая в однородное магнитное поле с индукцией 0,1 Тл, движется по окружности. Определить радиус этой окружности. [3,23 см]
14.8. Определить, при какой скорости пучок заряженных частиц, проходя перпендикулярно область, в которой созданы однородные поперечные электрическое и магнитное поля с E = 10 кВ/м и В = 0,2Тл, не отклоняется. [50 км/с]
14.9. Циклотрон ускоряет протоны до энергии 10 МэВ. Определить радиус дуантов циклотрона при индукции магнитного поля 1 Тл. [>47 см]
14.10. Через сечение медной пластинки толщиной 0,1 мм пропускается ток 5 А. Пластинка помещается в однородное магнитное поле с индукцией 0,5 Тл, перпендикулярное ребру пластинки и направлению тока. Считая концентрацию электронов проводимости равной концентрации атомов, определить возникающую в пластине поперечную (холловскую) разность потенциалов. Плотность меди 8,93 г/см3. [1,85 мкВ]
14.11. По прямому бесконечно длинному проводнику течет ток 15 А. Определить, пользуясь теоремой о циркуляции вектора В, магнитную индукцию В вточке, расположенной на расстоянии 15 см от проводника. [20 мкТл]
14.12. Определить, пользуясь теоремой о циркуляции вектора В, индукцию и напряженность магнитного поля на оси тороида без сердечника, по обмотке которого, содержащей 300 витков, протекает ток 1 А. Внешний диаметр тороида равен 60 см, внутренний — 40 см. [0.24 мТл; 191 А/м]
14.13. Поток магнитной индукции сквозь площадь поперечного сечения соленоида (без сердечника) Ф = 5 мкВб. Длина соленоида l = 25 см. Определить магнитный момент рт этого соленоида. [1 А×м2]
14.14. Круглая рамка с током площадью 20 см2 закреплена параллельно магнитному полю (5 = 0,2 Тл), и на нее действует вращающий момент 0,6 мН'м. Рамку освободили, после поворота на 90° ее угловая скорость стала 20 с-1. Определить: 1) силу тока, текущего в рамке; 2) момент инерции рамки относительно ее диаметра. [1) 1,5 А; 2) 3×10 -6 кг м2]
Объяснение:
ФОРМА СЛОВА.
§ 1.
Воды Терека текут очень быстро.
1) Воды, волны, горы, сосны, стены, полосы, сто-
роны и т. д.
вода
виду
водой
воде
водный
водянистый
водица
водичка
2) Терека, берега, оврага, луга, леса, куста, стола,
дома и т. д.
Терек
(за) Тереком
(к) Тереку
(в) Тереке
3) текут, бегут, несут, везут, берут, рвут, жмут и т. д.
ток
тёк
течет
течем
течь
течение
течка
текущий
4) очень
4
5) быстро, скоро, медленно, тихо, живо, легко, плавно
и т. д.
быстрый
быстрая
быстрые
быстрее
быстрота
быстрина
Сравните в каждом вертикальном и в каждом горизон-
тальном ряду все слова между собой. Найдите общие части,
получающиеся при таком сравнении у каждою ряда, и то
распадение, которое получается у слов, напечатанных жир-
ным шрифтом. Сравните 1, 2, 3, и 5 примеры с чет-
вертым.
Задачи: 1) Подберите вертикальный ряд (по предыду-
щим схемам) к каждому первому слову следующих гори-
зонтальных рядов: а) несет, везет, берет, жмет, ?жнет, пе-
чет, дерет и т. д.; б) спину, зиму, сосну, ветлу, воду, кучу,
березу, долину и т. д.; в) лесами, домами, городами, по-
лями, коврами, кострами и т. д.; г) идя, неся, везя, беря,
летя, крича, плача и т. д.; д) белый, красный, синий, до-
брый, славный и т. д.
2) Подберите горизонтальный ряд к каждому первому
слову следующих вертикальных рядов: а) кричу, кричишь,
кричит, крик, кричащий, крича; б) гореть, горевший, горел,
горение; в) полотна, полотне, полотну, полотняный, полот-
нище; г) взявши, взял, взять, взятие; д) беги, бегу, бег, бе-
жим, бегущий; е) кони, конь, коня, коню, конный.
3) Подберите вертикальней и горизонтальный ряды
к следующим словам: городу, идет, окно, сделавши, будка,
белая, легко, везете, стерегущий, карманы, плыть, идя,
топором, пилой. Для вертикального ряда достаточно двух
трех слов, горизонтальный ряд подбирайте подлиннее.
4) Объясните, почему ряды:
текут, пекут, секут, влекут, толкут
тело
тесто
5
тесть
терем
тесно
не создают разделения слова „текут" на основу те и
аффикс кут, и почему ряды:
корова, полова, дубрава, застава, трава, лава, отава
короста
коромысло
коровай
король
корона
не создают разделения слова „корова* на основу коро
и аффикс ва.
5) Разделите все олова (кроме слов „ветер* и „дым")
на форменные и бесформенные в следующем стихотворении:
НА ВОЛЕ.
Солнце нас весной развеселило,
все просторы солнце обошло,
и веселым светом осветило
в поле нашем каждое село.
Развернулись вербы-пучеглазки,
виснут в зорях темные жуки;
в синих ветлах нежатся подпаски,
и лениво мекают телки.
Мне жена заштопает сермягу,
завтра в поле выеду с сохой.
Ветры гонят солнечную брагу
в грудь мою, и я хожу хмельной.
Зори шьют мне алую рубашку,
ветер чешет черный дым кудрей.
Я живу ведь душу нараспашку
здесь, во мгле вздыхающих полей,
(Петр Орешин.).
и напишите их в 2 столбца: в одном форменные, в дру-
гом бесформенные.
6
Работа над словарем и стилем. Определите прежде
всего размер стихотворения. Для этого исследуйте третий
с конца стих. Только этот стих да еще пятый с конца
имеют нормальное строение, т.-е. полное число ударений,
нужное для данного размера. Остальные стихи все пред-
ставляют видоизменение этой нормы, именно недостачу
одною ударения (а в трех стихах даже двух ударений;
найдите эти стихи). Найдите, в каком именно месте стиха
помещается это выпадение ударения во всех 14-ти строках.
Сравните в этом отношении данное стихотворение с из-
вестными вам другими, написанными тем же размером.
Можно ли назвать ритм этого стихотворения достаточно
разнообразными Проследите еще чередование мужских и.
женских рифм (односложных и двусложных). Есть7 ли в этом
отношении у стихотворения какие-нибудь особенности?
Объясните, почему стихотворение напечатано четырьмя
отдельными кусочками? Определите по этому виду стихо-
творения и по чередованию рифм и окончаний, что такое
строфа.—Как вы поняли слово „весной* в первом стихе:
как обозначение времени (когда солнце нас развеселило?)
или как обозначение средства, орудия (чем развеселило?)?
Какое из этих двух пониманий делает стих красивее, ори-
гинальнее? Какое более вероятно? С какими переменами
в чтении это связано ? А хорошо ли это, что возможны два
понимания? Возможны ли они здесь и в устной речи, или
только в письменной? Почему? Какой особенности пись-
менной речи не учел здесь поэт ? Можно ли, значит, пере-
носить даже и хорошую устную речь прямо на бумагу,
без всякой обработки для письма?—Почему в 3-м стихе
солнечный свет назван „веселым*? Может ли свет сам
по себе быть веселым или печальным? О ком, собственно,
здесь говорится?—Припомните вербные распукалки, и
решите, хорошо ли поэт назвал вербы „пучеглазками", и
если хорошо, то почему. Найдите все черты сходства верб-
ных распукалок с глазами, и объясните, почему верба
„пучит" их. — Почему про жуков сказано, что они „виснут" ?