На первый взгляд дизельный двигатель почти не отличается от обычного бензинового — те же цилиндры, поршни, шатуны. Главные и принципиальные отличия заключаются в образования и воспламенения топливо-воздушной смеси. В карбюраторных и обычных инжекторных двигателях приготовление смеси происходит не в цилиндре, а во впускном тракте. В бензиновых двигателях с непосредственным впрыском смесь образуется так же как и в дизелях- непосредственно в цилиндре. В бензиновом моторе топливо-воздушная смесь в цилиндре воспламеняется в нужный момент от искрового разряда. В дизеле же топливо воспламеняется не от искры, а вследствие высокой температуры воздуха в цилиндре.
Рабочий процесс в дизеле происходит следущим образом: вначале в цилиндр попадает чистый воздух, который за счет большой степени сжатия (16-24:1) разогревается до 700-900°С. Дизтопливо впрыскивается под высоким давлением в камеру сгорания при подходе поршня к верхней мертвой точке. А так как воздух уже сильно разогрет, после смешивания с ним происходит воспламенение топлива. Самовоспламенение сопровождается резким нарастанием давления в цилиндре — отсюда повышенная шумность и жесткость работы дизеля. Такая организация рабочего процесса позволяет использовать более дешевое топливо и работать на очень бедных смесях, что определяет более высокую экономичность. Дизель имеет больший КПД (у дизеля – 35–45%, у бензинового – 25–35%) и крутящий момент. К недостаткам дизельных двигателей обычно относят повышенную шумность и вибрацию, меньшую литровую мощность и трудности холодного пуска. Но описанные недостатки относятся в основном к старым конструкциям, а в современных эти проблемы уже не являются столь очевидными.
КОНСТРУКЦИЯ.
ОСОБЕННОСТИ.
Как уже отмечалось, конструкция дизельного двигателя подобна конструкции бензинового двигателя. Однако аналогичные детали у дизеля существенно усилены, чтобы воспринимать более высокие нагрузки — ведь степень сжатия у него намного выше (16-24 единиц против 9-11 у бензинового). Характерная деталь в конструкции дизелей — это поршень. Форма днища поршней у дизелей определяется типом камеры сгорания, поэтому по форме легко определить, какому двигателю принадлежит данный поршень. Во многих случаях днище поршня содержит в себе камеру сгорания. Днища поршней находятся выше верхней плоскости блока цилиндров, когда поршень находится в верхней точке своего хода. Так как воспламенение рабочей смеси осуществляется от сжатия, в дизелях отсутствует система зажигания, хот этом давление в камере сгорания нарастает более плавно, без
ФОРМА СЛОВА.
§ 1.
Воды Терека текут очень быстро.
1) Воды, волны, горы, сосны, стены, полосы, сто-
роны и т. д.
вода
виду
водой
воде
водный
водянистый
водица
водичка
2) Терека, берега, оврага, луга, леса, куста, стола,
дома и т. д.
Терек
(за) Тереком
(к) Тереку
(в) Тереке
3) текут, бегут, несут, везут, берут, рвут, жмут и т. д.
ток
тёк
течет
течем
течь
течение
течка
текущий
4) очень
4
5) быстро, скоро, медленно, тихо, живо, легко, плавно
и т. д.
быстрый
быстрая
быстрые
быстрее
быстрота
быстрина
Сравните в каждом вертикальном и в каждом горизон-
тальном ряду все слова между собой. Найдите общие части,
получающиеся при таком сравнении у каждою ряда, и то
распадение, которое получается у слов, напечатанных жир-
ным шрифтом. Сравните 1, 2, 3, и 5 примеры с чет-
вертым.
Задачи: 1) Подберите вертикальный ряд (по предыду-
щим схемам) к каждому первому слову следующих гори-
зонтальных рядов: а) несет, везет, берет, жмет, ?жнет, пе-
чет, дерет и т. д.; б) спину, зиму, сосну, ветлу, воду, кучу,
березу, долину и т. д.; в) лесами, домами, городами, по-
лями, коврами, кострами и т. д.; г) идя, неся, везя, беря,
летя, крича, плача и т. д.; д) белый, красный, синий, до-
брый, славный и т. д.
2) Подберите горизонтальный ряд к каждому первому
слову следующих вертикальных рядов: а) кричу, кричишь,
кричит, крик, кричащий, крича; б) гореть, горевший, горел,
горение; в) полотна, полотне, полотну, полотняный, полот-
нище; г) взявши, взял, взять, взятие; д) беги, бегу, бег, бе-
жим, бегущий; е) кони, конь, коня, коню, конный.
3) Подберите вертикальней и горизонтальный ряды
к следующим словам: городу, идет, окно, сделавши, будка,
белая, легко, везете, стерегущий, карманы, плыть, идя,
топором, пилой. Для вертикального ряда достаточно двух
трех слов, горизонтальный ряд подбирайте подлиннее.
4) Объясните, почему ряды:
текут, пекут, секут, влекут, толкут
тело
тесто
5
тесть
терем
тесно
не создают разделения слова „текут" на основу те и
аффикс кут, и почему ряды:
корова, полова, дубрава, застава, трава, лава, отава
короста
коромысло
коровай
король
корона
не создают разделения слова „корова* на основу коро
и аффикс ва.
5) Разделите все олова (кроме слов „ветер* и „дым")
на форменные и бесформенные в следующем стихотворении:
НА ВОЛЕ.
Солнце нас весной развеселило,
все просторы солнце обошло,
и веселым светом осветило
в поле нашем каждое село.
Развернулись вербы-пучеглазки,
виснут в зорях темные жуки;
в синих ветлах нежатся подпаски,
и лениво мекают телки.
Мне жена заштопает сермягу,
завтра в поле выеду с сохой.
Ветры гонят солнечную брагу
в грудь мою, и я хожу хмельной.
Зори шьют мне алую рубашку,
ветер чешет черный дым кудрей.
Я живу ведь душу нараспашку
здесь, во мгле вздыхающих полей,
(Петр Орешин.).
и напишите их в 2 столбца: в одном форменные, в дру-
гом бесформенные.
6
Работа над словарем и стилем. Определите прежде
всего размер стихотворения. Для этого исследуйте третий
с конца стих. Только этот стих да еще пятый с конца
имеют нормальное строение, т.-е. полное число ударений,
нужное для данного размера. Остальные стихи все пред-
ставляют видоизменение этой нормы, именно недостачу
одною ударения (а в трех стихах даже двух ударений;
найдите эти стихи). Найдите, в каком именно месте стиха
помещается это выпадение ударения во всех 14-ти строках.
Сравните в этом отношении данное стихотворение с из-
вестными вам другими, написанными тем же размером.
Можно ли назвать ритм этого стихотворения достаточно
разнообразными Проследите еще чередование мужских и.
женских рифм (односложных и двусложных). Есть7 ли в этом
отношении у стихотворения какие-нибудь особенности?
Объясните, почему стихотворение напечатано четырьмя
отдельными кусочками? Определите по этому виду стихо-
творения и по чередованию рифм и окончаний, что такое
строфа.—Как вы поняли слово „весной* в первом стихе:
как обозначение времени (когда солнце нас развеселило?)
или как обозначение средства, орудия (чем развеселило?)?
Какое из этих двух пониманий делает стих красивее, ори-
гинальнее? Какое более вероятно? С какими переменами
в чтении это связано ? А хорошо ли это, что возможны два
понимания? Возможны ли они здесь и в устной речи, или
только в письменной? Почему? Какой особенности пись-
менной речи не учел здесь поэт ? Можно ли, значит, пере-
носить даже и хорошую устную речь прямо на бумагу,
без всякой обработки для письма?—Почему в 3-м стихе
солнечный свет назван „веселым*? Может ли свет сам
по себе быть веселым или печальным? О ком, собственно,
здесь говорится?—Припомните вербные распукалки, и
решите, хорошо ли поэт назвал вербы „пучеглазками", и
если хорошо, то почему. Найдите все черты сходства верб-
ных распукалок с глазами, и объясните, почему верба
„пучит" их. — Почему про жуков сказано, что они „виснут" ?
Объяснение:
На первый взгляд дизельный двигатель почти не отличается от обычного бензинового — те же цилиндры, поршни, шатуны. Главные и принципиальные отличия заключаются в образования и воспламенения топливо-воздушной смеси. В карбюраторных и обычных инжекторных двигателях приготовление смеси происходит не в цилиндре, а во впускном тракте. В бензиновых двигателях с непосредственным впрыском смесь образуется так же как и в дизелях- непосредственно в цилиндре. В бензиновом моторе топливо-воздушная смесь в цилиндре воспламеняется в нужный момент от искрового разряда. В дизеле же топливо воспламеняется не от искры, а вследствие высокой температуры воздуха в цилиндре.
Рабочий процесс в дизеле происходит следущим образом: вначале в цилиндр попадает чистый воздух, который за счет большой степени сжатия (16-24:1) разогревается до 700-900°С. Дизтопливо впрыскивается под высоким давлением в камеру сгорания при подходе поршня к верхней мертвой точке. А так как воздух уже сильно разогрет, после смешивания с ним происходит воспламенение топлива. Самовоспламенение сопровождается резким нарастанием давления в цилиндре — отсюда повышенная шумность и жесткость работы дизеля. Такая организация рабочего процесса позволяет использовать более дешевое топливо и работать на очень бедных смесях, что определяет более высокую экономичность. Дизель имеет больший КПД (у дизеля – 35–45%, у бензинового – 25–35%) и крутящий момент. К недостаткам дизельных двигателей обычно относят повышенную шумность и вибрацию, меньшую литровую мощность и трудности холодного пуска. Но описанные недостатки относятся в основном к старым конструкциям, а в современных эти проблемы уже не являются столь очевидными.
КОНСТРУКЦИЯ.
ОСОБЕННОСТИ.
Как уже отмечалось, конструкция дизельного двигателя подобна конструкции бензинового двигателя. Однако аналогичные детали у дизеля существенно усилены, чтобы воспринимать более высокие нагрузки — ведь степень сжатия у него намного выше (16-24 единиц против 9-11 у бензинового). Характерная деталь в конструкции дизелей — это поршень. Форма днища поршней у дизелей определяется типом камеры сгорания, поэтому по форме легко определить, какому двигателю принадлежит данный поршень. Во многих случаях днище поршня содержит в себе камеру сгорания. Днища поршней находятся выше верхней плоскости блока цилиндров, когда поршень находится в верхней точке своего хода. Так как воспламенение рабочей смеси осуществляется от сжатия, в дизелях отсутствует система зажигания, хот этом давление в камере сгорания нарастает более плавно, без