Лабораторная работа № 16
Тема: «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
Цель: провести идентификацию заряженной частицы по результатам сравнения ее трека с треком протона в камере Вильсона, помещенной в магнитное поле; оценить погрешность эксперимента, систематизировать полученные из анализа треков на фотографиях сведения, сформировать выводы и заключения.
Оборудование: готовая фотография двух треков заряженных частиц. I трек– протон, II – частица, которую необходимо идентифицировать, линейка
Пояснения
При выполнении данной лабораторной работы следует помнить, что:
• длина трека тем больше, чем больше энергия частицы (и чем меньше плотность среды);
• толщина трека тем больше, чем больше заряд частицы и чем меньше ее скорость;
• при движении заряженной частицы в магнитном поле трек ее получается искривленным, причем радиус кривизны трека тем больше, чем больше масса и скорость частицы и чем меньше ее заряд и модуль индукции магнитного поля.
• частица двигалась от конца трека с большим радиусом кривизны к концу с меньшим радиусом кривизны (радиус кривизны по мере движения уменьшается, так как из-за сопротивления среды уменьшается скорость частицы).
Порядок выполнения работы
Ознакомьтесь с фотографией треков двух заряженных частиц. (Трек I принадлежит протону, трек II – частице, которую надо идентифицировать) (см. рис.1) .
Рис. 1
1. Измерьте радиусы кривизны треков на их начальных участках (треки с рисунка 1 перерисовать в тетрадь или на плёнку)
Радиус- это расстояние от центра до окружности
2.Вычислите удельный заряд протона по формуле
q уд1 = q/m q1=1,6∙10-19 Кл, m1= 1,67∙10-27 Кг
3.Вычислите для частицы ІІ удельный заряд по формуле
= R2/R1
4.Результаты занесите в таблицу
Удельный заряд (Кл/Кг) Радиус трека(см)
1
2
5.Используя табличные данные, определите, ядром какого элемента является частица ІІ.
6. Оцените относительную погрешность эксперимента:
7. Контрольные во А) Как направлен вектор магнитной индукции относительно плоскости фотографии треков частиц?
Б) Почему радиусы кривизны на разных участках трека одной и той же частицы различны?
В) В каком направлении двигались частицы?
Теперь пойдем дальше. Вместо шаров возьмем полуокружности лежащие своими диаметрами на вертикальной оси симметрии, и проведем к ним касательную. Получим 2 подобных треугольника, у которых радиусы этих полуокружностей - катеты, а высота центра полуокружности от пола - гипотенуза. Если катеты относятся как 25:12.5, то гипотенузы относятся как 4:2, то есть центр непрозрачного шара висит над полом на высоте 2 метра.
Вариантов много, но по моему мнению развитие человека бы не остановилось. Люди бы нашли альтернативные источники энергии. Например, использовали бы больше силу природы - ветер, воду, солнце. Кстати, это хорошо показано в фильме "Аватар"
Другой же вариант, люди могут открыть ещё не исследованные источники энергии. Конечно без электричества это будет довольно сложно, но возможно. В наше время учёные исследуют металлический водород. Если его получат, то его энергия сможет заменить всю энергию на планете. Ведь по предположениям учёных, его энергия может заменить работу 2 крупнейших ГЭС на планете.
Удачи)