На нитці, перекинутій через блок, зліва підвішено вантаж масою 20 г, а справа – масою 25 г. Вся система вантажів рухається з прискоренням 1,9 м/с2. Обчисліть прискорення вільного падіння для даного місця Землі.
Давление играет большую роль в нашей жизни. Наша жизнь на прямую связна с ним. Когда бактерии на земле начали только появятся, они сразу же начали привыкать и адаптироваться к нашему давлению. Теперь же, когда человек привык к давлению на земле ему уже тяжело привыкнуть к другому давлению, Например под водой на глубине 100 метров давление составляет 981кПа (из формулы P=ро*g*h), что недопустимо для нормального человека в целом! Звучит странно, но человеку было бы комфортнее даже в космосе, однако там нет воздуха. Как раз таки из-за которого на земле и есть давление.
ФОРМА СЛОВА.
§ 1.
Воды Терека текут очень быстро.
1) Воды, волны, горы, сосны, стены, полосы, сто-
роны и т. д.
вода
виду
водой
воде
водный
водянистый
водица
водичка
2) Терека, берега, оврага, луга, леса, куста, стола,
дома и т. д.
Терек
(за) Тереком
(к) Тереку
(в) Тереке
3) текут, бегут, несут, везут, берут, рвут, жмут и т. д.
ток
тёк
течет
течем
течь
течение
течка
текущий
4) очень
4
5) быстро, скоро, медленно, тихо, живо, легко, плавно
и т. д.
быстрый
быстрая
быстрые
быстрее
быстрота
быстрина
Сравните в каждом вертикальном и в каждом горизон-
тальном ряду все слова между собой. Найдите общие части,
получающиеся при таком сравнении у каждою ряда, и то
распадение, которое получается у слов, напечатанных жир-
ным шрифтом. Сравните 1, 2, 3, и 5 примеры с чет-
вертым.
Задачи: 1) Подберите вертикальный ряд (по предыду-
щим схемам) к каждому первому слову следующих гори-
зонтальных рядов: а) несет, везет, берет, жмет, ?жнет, пе-
чет, дерет и т. д.; б) спину, зиму, сосну, ветлу, воду, кучу,
березу, долину и т. д.; в) лесами, домами, городами, по-
лями, коврами, кострами и т. д.; г) идя, неся, везя, беря,
летя, крича, плача и т. д.; д) белый, красный, синий, до-
брый, славный и т. д.
2) Подберите горизонтальный ряд к каждому первому
слову следующих вертикальных рядов: а) кричу, кричишь,
кричит, крик, кричащий, крича; б) гореть, горевший, горел,
горение; в) полотна, полотне, полотну, полотняный, полот-
нище; г) взявши, взял, взять, взятие; д) беги, бегу, бег, бе-
жим, бегущий; е) кони, конь, коня, коню, конный.
3) Подберите вертикальней и горизонтальный ряды
к следующим словам: городу, идет, окно, сделавши, будка,
белая, легко, везете, стерегущий, карманы, плыть, идя,
топором, пилой. Для вертикального ряда достаточно двух
трех слов, горизонтальный ряд подбирайте подлиннее.
4) Объясните, почему ряды:
текут, пекут, секут, влекут, толкут
тело
тесто
5
тесть
терем
тесно
не создают разделения слова „текут" на основу те и
аффикс кут, и почему ряды:
корова, полова, дубрава, застава, трава, лава, отава
короста
коромысло
коровай
король
корона
не создают разделения слова „корова* на основу коро
и аффикс ва.
5) Разделите все олова (кроме слов „ветер* и „дым")
на форменные и бесформенные в следующем стихотворении:
НА ВОЛЕ.
Солнце нас весной развеселило,
все просторы солнце обошло,
и веселым светом осветило
в поле нашем каждое село.
Развернулись вербы-пучеглазки,
виснут в зорях темные жуки;
в синих ветлах нежатся подпаски,
и лениво мекают телки.
Мне жена заштопает сермягу,
завтра в поле выеду с сохой.
Ветры гонят солнечную брагу
в грудь мою, и я хожу хмельной.
Зори шьют мне алую рубашку,
ветер чешет черный дым кудрей.
Я живу ведь душу нараспашку
здесь, во мгле вздыхающих полей,
(Петр Орешин.).
и напишите их в 2 столбца: в одном форменные, в дру-
гом бесформенные.
6
Работа над словарем и стилем. Определите прежде
всего размер стихотворения. Для этого исследуйте третий
с конца стих. Только этот стих да еще пятый с конца
имеют нормальное строение, т.-е. полное число ударений,
нужное для данного размера. Остальные стихи все пред-
ставляют видоизменение этой нормы, именно недостачу
одною ударения (а в трех стихах даже двух ударений;
найдите эти стихи). Найдите, в каком именно месте стиха
помещается это выпадение ударения во всех 14-ти строках.
Сравните в этом отношении данное стихотворение с из-
вестными вам другими, написанными тем же размером.
Можно ли назвать ритм этого стихотворения достаточно
разнообразными Проследите еще чередование мужских и.
женских рифм (односложных и двусложных). Есть7 ли в этом
отношении у стихотворения какие-нибудь особенности?
Объясните, почему стихотворение напечатано четырьмя
отдельными кусочками? Определите по этому виду стихо-
творения и по чередованию рифм и окончаний, что такое
строфа.—Как вы поняли слово „весной* в первом стихе:
как обозначение времени (когда солнце нас развеселило?)
или как обозначение средства, орудия (чем развеселило?)?
Какое из этих двух пониманий делает стих красивее, ори-
гинальнее? Какое более вероятно? С какими переменами
в чтении это связано ? А хорошо ли это, что возможны два
понимания? Возможны ли они здесь и в устной речи, или
только в письменной? Почему? Какой особенности пись-
менной речи не учел здесь поэт ? Можно ли, значит, пере-
носить даже и хорошую устную речь прямо на бумагу,
без всякой обработки для письма?—Почему в 3-м стихе
солнечный свет назван „веселым*? Может ли свет сам
по себе быть веселым или печальным? О ком, собственно,
здесь говорится?—Припомните вербные распукалки, и
решите, хорошо ли поэт назвал вербы „пучеглазками", и
если хорошо, то почему. Найдите все черты сходства верб-
ных распукалок с глазами, и объясните, почему верба
„пучит" их. — Почему про жуков сказано, что они „виснут" ?