Давление, производимое на почву, прямо пропорционально силе тяжести, действующей на тело, и обратно пропорционально площади опоры, на которую распределяется вес тела:
p = F/S = mg/S
Гусеничный трактор ДТ-75, массой 6610 кг и площадью опоры гусениц 1,4 м² оказывает давление на почву:
p₁ = 6610*9,8:1,4 = 46270 (Па)
Легковой автомобиль "Волга" ГАЗ-24, массой 1,5 т и площадью опоры колес 0,15 м² оказывает давление на почву:
p₂ = 1500*9,8:0,15 = 98000 (Па)
Таким образом, трактор с массой в 4,4 раза больше, чем у легкового автомобиля, оказывает давление на грунт в 2,11 раза меньше.
Кроме того, специальная форма траков гусениц обеспечивает трактору намного лучшее сцепление с грунтом, чем рисунок протектора шин легкового автомобиля, рассчитанный на поездку по твердому покрытию дороги (асфальт и пр.). В условиях влажного грунта канавки протектора таких шин быстро забиваются и коэффициент трения падает в несколько раз, по сравнению с сухим дорожным покрытием. Наступает явление пробуксовки колес, приводящее, в конечном итоге, к тому, что автомобиль, выкопав колесами в грунте сравнительно небольшие ямы, просто ложится днищем на грунт, так как дорожный просвет легковых автомобилей в разы меньше, чем у трактора...))
Для преодоления такого явления у автомобилей увеличивают площадь опоры колес (за счет ширины покрышек), делают более рельефный рисунок протектора и увеличивают количество ведущих колес. Такие автомобили относятся уже к классу внедорожников.
В силу всех этих причин проходимость трактора на грунте будет лучше.
Глубина, на которую проваливается портфель, зависит от того, каким образом портфель входит в снег. Если представить форму портфеля, как прямоугольный параллелепипед с разными измерениями, то площадь боковой плоскости будет самой маленькой, затем по величине идет верхняя (нижняя) плоскость и - самая большая - передняя (задняя) плоскость.
Масса портфеля одна и та же, но давление на снег будет больше, если портфель войдет в снег боком (площадь, на которую распределяется масса портфеля, - минимальна), следовательно, в этом положении глубина погружения портфеля в снег будет максимальной.
Площадь передней (задней) плоскости портфеля - максимальная, значит, если портфель упадет в снег "плашмя", то давление, а следовательно, и глубина погружения портфеля в снег будет минимальной.
Еще больше глубина погружения портфеля будет, если он войдет в снег углом между горизонтальной и боковой плоскостями.
Так как предугадать, как именно портфель войдет в снег, под каким углом, будет ли он вращаться при этом, - невозможно, то каждый раз глубина погружения будет разной.
Для упрощения ситуации можно рассматривать три варианта, в которых вес портфеля целиком распределяется на одну из плоскостей портфеля. См.рис.
Давление, производимое на почву, прямо пропорционально силе тяжести, действующей на тело, и обратно пропорционально площади опоры, на которую распределяется вес тела:
p = F/S = mg/S
Гусеничный трактор ДТ-75, массой 6610 кг и площадью опоры гусениц 1,4 м² оказывает давление на почву:
p₁ = 6610*9,8:1,4 = 46270 (Па)
Легковой автомобиль "Волга" ГАЗ-24, массой 1,5 т и площадью опоры колес 0,15 м² оказывает давление на почву:
p₂ = 1500*9,8:0,15 = 98000 (Па)
Таким образом, трактор с массой в 4,4 раза больше, чем у легкового автомобиля, оказывает давление на грунт в 2,11 раза меньше.
Кроме того, специальная форма траков гусениц обеспечивает трактору намного лучшее сцепление с грунтом, чем рисунок протектора шин легкового автомобиля, рассчитанный на поездку по твердому покрытию дороги (асфальт и пр.). В условиях влажного грунта канавки протектора таких шин быстро забиваются и коэффициент трения падает в несколько раз, по сравнению с сухим дорожным покрытием. Наступает явление пробуксовки колес, приводящее, в конечном итоге, к тому, что автомобиль, выкопав колесами в грунте сравнительно небольшие ямы, просто ложится днищем на грунт, так как дорожный просвет легковых автомобилей в разы меньше, чем у трактора...))
Для преодоления такого явления у автомобилей увеличивают площадь опоры колес (за счет ширины покрышек), делают более рельефный рисунок протектора и увеличивают количество ведущих колес. Такие автомобили относятся уже к классу внедорожников.
В силу всех этих причин проходимость трактора на грунте будет лучше.
Глубина, на которую проваливается портфель, зависит от того, каким образом портфель входит в снег. Если представить форму портфеля, как прямоугольный параллелепипед с разными измерениями, то площадь боковой плоскости будет самой маленькой, затем по величине идет верхняя (нижняя) плоскость и - самая большая - передняя (задняя) плоскость.
Масса портфеля одна и та же, но давление на снег будет больше, если портфель войдет в снег боком (площадь, на которую распределяется масса портфеля, - минимальна), следовательно, в этом положении глубина погружения портфеля в снег будет максимальной.
Площадь передней (задней) плоскости портфеля - максимальная, значит, если портфель упадет в снег "плашмя", то давление, а следовательно, и глубина погружения портфеля в снег будет минимальной.
Еще больше глубина погружения портфеля будет, если он войдет в снег углом между горизонтальной и боковой плоскостями.
Так как предугадать, как именно портфель войдет в снег, под каким углом, будет ли он вращаться при этом, - невозможно, то каждый раз глубина погружения будет разной.
Для упрощения ситуации можно рассматривать три варианта, в которых вес портфеля целиком распределяется на одну из плоскостей портфеля. См.рис.