с лабораторной работой по физике.
Изучение явления электромагнитной индукции
Цели работы: Изучить явление электромагнитной индукции
Оборудование: Гальванометр с нулевым делением в середине шкалы, полосовой магнит, штатив с лапкой, соединительные провода, катушка с проводом, которую можно надевать на магнит.
Порядок выполнения работы
Подключите катушку к гальванометру. Удерживая катушку неподвижной
(см. рис. 138 из § 63), наблюдайте за направлением отклонения стрелки
гальванометра при: а) введении северного полюса магнита в катушку;
6) покоящемся в катушке магните; в) извлечении магнита. Результаты
каждого опыта запишите в тетрадь.
2. Повторите п. 1, двигая магнит значительно быстрее. Результаты опытов
запишите в тетрадь, отметив, изменилось ли (и если изменилось, то как)
максимальное отклонение стрелки гальванометра по сравнению с экс-
периментами из п. 1.
3. Повторите п. 1 и 2, вводя в катушку южный полюс магнита. Отметьте,
изменились ли направления отклонений стрелки гальванометра по
сравнению с предыдущими экспериментами.
4. На основании проведённых экспериментов сформулируйте выводы и за-
пишите их. В выводах отметьте, зависит ли (и если зависит, то как): а) ве-
личина отклонения стрелки гальванометра от скорости движения магнита;
б) направление отклонения стрелки гальванометра от направления движе-
ния магнита и полярности вдвигаемого (выдвигаемого) полюса магнита.
5. Закрепите магнит в лапке штатива. Надевая катушку на магнит и снимая её,
проведите эксперименты, подобные описанным в п. 1-3. На основании ре-
зультатов экспериментов сформулируйте выводы и запишите их. В выводах
отметьте, зависит ли (и если зависит, то как): а) величина отклонения стрел-
ки гальванометра от скорости движения катушки; б) направление отклоне-
ния стрелки гальванометра от направления движения катушки и полярно-
сти полюса магнита, на который надевается (с которого снимается) катушка.
6. Сопоставьте выводы из п. 4 и 5. ответьте на во будет ли наблю-
даться отличие в показаниях гальванометра в случаях, когда магнит
вдвигают в неподвижную катушку и когда катушку надевают на непо-
движный магнит с такой же по модулю скоростью?
7. Используя закон электромагнитной индукции, объясните зависимость
величины отклонения стрелки гальванометра от скорости движения
магнита в п. 1-3 и катушки в п. 5.
8. Используя правило Ленца, объясните зависимость направления отклоне-
ния стрелки гальванометра от направления движения магнита в п. 1-3 и
катушки в п. 5 с учётом полярности полюсов магнита.
Во Когда в замкнутой электрической цепи возникает индукционный ток?
2.
2. Объясните результаты 1-3 опытов Фарадея (см. § 63), используя закон
электромагнитной индукции и правило Ленца.
313
Давление характеризует состояние сплошной среды и является диагональной компонентой тензора напряжений В простейшем случае изотропной равновесной неподвижной среды не зависит от ориентации. Является интенсивной физической величиной Для обозначения давления обычно используется символ — от лат. (давление).
В соответствии с рекомендациями июпак давление в классической механике рекомендуется обозначать как p, менее рекомендуемо обозначение P2. Осмотическое давление часто обозначается буквой π.
Причиной всему одна из аномалий воды. Насколько всем известно, плотность пресной воды равна 1 г/см3 (или 1000 кг/м3). Однако это значение меняется в зависимости от температуры. Наибольшая плотность воды наблюдается при +4°C, при увеличении или уменьшении температуры от этой отметки, значение плотности понижается.
Что же происходит на водоёмах? С приходом осени, когда наступают холода, поверхность воды начинает охлаждаться и, следовательно, становиться тяжелее. Плотная поверхностная вода погружается на дно, а более глубинная — всплывает на поверхность. Таким образом, происходит перемешивание до тех пор, пока вся вода не достигнет температуры +4°C. Поверхностная вода продолжает охлаждаться, но плотность её теперь уменьшается, поэтому верхний слой воды остаётся на поверхности, и перемешивание уже не происходит. В итоге поверхность водоёма покрывается льдом, а глубинные воды охлаждаются очень медленно, только за счёт теплопроводности, которая у воды очень низкая. На протяжении всей зимы придонные воды могут сохранять свою температуру на уровне 4°C. С приходом весны и лета происходит обратный процесс, но глубинные воды опять же сохраняют свою температуру.
Благодаря этой интересной особенности сравнительно крупные водоёмы практически никогда не промерзают до дна, что даёт рыбам и прочим водным обитателям возможность выжить зимой.