1. Главная река со всеми ее притоками - это: а) речная система; б) режим реки;
в) бассейн реки.
2. Превышение истока над устьем - это:
а) уклон реки; б) падение реки.
3. Место, где река берет начало, называется:
а) исток; б) устье.
4. Внезапный подъем уровня воды в реке:
а) паводок; б) половодье;
в) наводнение.
5. Объем воды, который протекает в русле реки за год, называется:
а) твердый сток; б) годовой сток;
в) расход воды.
6. Огромный заболоченный район- Васюганье - расположен в:
а)Поволжье; б)долина реки Печора; в)Западной Сибири; г)Приморском крае.
7.Причины образования многолетней мерзлоты:
а) высокие температуры лета;
б) суровый климат;
в) сильное промерзание почвы и материнских пород;
г) недостаточное увлажнение территории;
д) сильный ветер в зимний период.
II. Дайте определения следующим понятиям: водный кадастр, падение реки, режим реки.
III. Используя справочные материалы определите падение и уклон следующей реки: Амур. Определите падение и уклон реки Ангары, если высота истока-456м., а устье76м., длина реки – 1826 км.
IV. Установите соответствия между объектами и явлениями:
1. Установите соответствие:
Бассейн океана Река
А. Тихий 1. Енисей
Б. Северный Ледовитый 2. Амур
В. Атлантический 3. Дон
4. Лена
5. Волга
6. Нева
2. Установите соответствие:
Происхождение котловины Озёра
А. Тектоническое 1. Байкал
Б. Осадочное 2. Кроноцкое
В. Ледниковое 3. Онежское
Г. Вулканическое 4. Ладожское
V. Используя карты атласа дайте характеристику реки Енисей по следующему плану:
1. В какой части страны протекает?
2. Где её исток?
3. Куда впадает (бассейн океана, моря)?
4. В каком направлении течёт?
5. Характер течения.
6. Питание и режим реки.
7. Крупные притоки.
Формирование рельефа долгий процесс, который никогда не останавливается. Хорошим примером формирования поверхности земли являются срезы земной коры в карьерах, оврагах и на склонах гор. В нашей местности в таких местах хорошо видны осадочные известковые породы, говорящие, что когда-то на этой территории было море. И под воздействием внутренних сил Земли оно пропало и сменилось сушей. Воздействие внешних сил заметно, например, весной при разливе рек или сползании грунта с наклонных участков земли. Влияние человека на природу тоже можно отнести к внешним силам.
сравнительную таблицу.
3. Объясните значение выделенных слов, пользуясь толковым словарем С. И. Ожегова.
Составьте словосочетания и предложения с выделенными словами.
4. Выпишите собственные имена существительные, распределите их по группам:
страны, города, фамилии ученых, клички животных. Запомните правописание.
5. Выпишите пословицы, переведите на казахский язык. Как вы думаете, совпадают
ли полностью оригинал и перевод пословиц?
6. Выполните синтаксический разбор предложений: Раннюю форму народного твор-
чества представляют бытовые песни, связанные со свадебными и похоронными
обрядами, народный календарь, а также исторические предания, легенды, сказки,
пословицы, поговорки и загадки. Вместе с тем в устном народном творчестве
VI—VIII вв. уже зарождались древнейшие поэмы и традиции эпической поэзии, за-
фиксированные в орxонских памятниках. Элементы ее уже видны в текстах над-
гробных стелл Кюльтегина и Бильге кагана, повествующих о событиях V—VII вв.
7. Напишите аналитическую статью “Устное народное творчество тюрков”. Обратитесь
за консультацией к учителю казахского языка и литературы.