1. Какое утверждение географического положения России верно?
1) Россия имеет выход к Индийскому океану.
2) Россия имеет сухопутную границу с Таджикистаном
3) Россия имеет выход к Атлантическому океану
4) Россия имеет сухопутную границу с Молдавией
2. Наибольшую площадь территории Росси занимает природная зона
1) степей 2) пустынь 3) тундры 4) тайги
3. Мелиорация - это
1) улучшение почв, повышение их плодородия
2) размыв верхнего плодородного слоя почвы текучими водами
3) районирование почвенных зон по степени плодородия
4) распашка земель на крутых склонах
4. Какой из перечисленных народов России исповедует буддизм?
1) тувинцы 2) ханты 3) якуты 4) манси
5. В каком из перечисленных городов России зимы самые теплые?
1) Калининград 3) Новосибирск
2) Саратов 4) Хабаровск
Задания 6 и 7 выполняются с использованием приведенной ниже таблицы
Площадь территории и численность населения отдельных регионов РФ
Регион
Площадь территории, тыс. кв.км
Численность населения по годам, тыс.чел.
всего
городского
сельского
2002
2008
2002
2008
2002
2008
Брянская обл.
35
1379
1304
938
894
441
410
Мурманская обл.
145
893
846
822
772
71
74
Челябинская обл.
88
3606
3509
2957
2856
649
653
Ямало-Ненецкий АО
767
494
543
410
462
84
81
6. Используя данные таблицы, определите, в каком из перечисленных регионов России за период с 2002 по 2008 гг. наблюдался рост численности городского населения.
1) Брянская обл. 3) Челябинская обл.
2) Мурманская обл. 4) Ямало-Ненецкий АО
7. Используя данные таблицы, определите среднюю плотность населения в Брянской области в 2008 году. ответ запишите в виде целого числа.
ответ чел. на 1 кв.км
8. В каком из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая?
1) Ростовская обл. 3) Вологодская обл.
2) Мурманская обл. 4) Ямало-Ненецкий АО
9. Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и названием региона. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов.
СЛОГАН РЕГИОН
А) Добро в самый 1) Республика Дагестан
Западный регион России! Янтарь 2) Калининградская обл.
и море – удивительное сочетание! 3) Республика Карелия
Б) Здесь можно отдохнуть в горах 4) Ростовская обл.
и на море, познакомиться с культурой
и традициями народов, проживающих
на этой благодатной земле! Кстати,
крайняя южная точка России тоже
здесь!
ответ:
А
Б
10. Определите субъект РФ по его краткому описанию:
« Эта республика расположена в Предуралье. Столица – город-миллионер. Почвы преимущественно серые лесные, черноземные, дерново-подзолистые. Леса занимают свыше 40% территории. На территории республики находится национальный парк».
11. Овраги и балки значительно затрудняют хозяйственное освоение территории. Для какого из перечисленных ниже регионов России характерны процессы оврагообразования?
1) Республика Карелия 2) Костромская область
3) Ростовская область 4) Хабаровский край
12. Установите соответствие между народами РФ и языковой семьей, к которой этот народ относится
НАРОД ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ
Чуваши А) уральскаяЧеркесы Б) индоевропейскаяУдмурты В) северо-кавказская
Г) алтайская
13. Какие три из перечисленных городов России являются городами-миллионерами?
1. Липецк 2) Ростов-на-Дону 3) Сургут 4) Казань 5) Улан-Удэ 6) Челябинск
14. Какие три из перечисленных государств граничат с Россией?
1) Молдавия 2) Латвия 3) Армения 4) Азербайджан 5) Швеция 6) Монголия
(Задание)
Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. На бланке ответов запишите номер задания и букву, соответствующую выбранному вами ответу.
1.Укажите крайнюю северную материковую точку России
А. Мыс Челюскин; В. Мыс Диксон;
С. Мыс Флигели; D. Мыс Лопатка
2. Западная Сибирь, Волго-Уральский район, Европейский Север, шельф Сахалина - это крупные ресурсные районы. Определите, запасы какого полезного ископаемого здесь сосредоточены
А. угля; В. нефти и газа;
С. железных руд; D. руд цветных металлов
3. Выявите, какое время показывают часы в Москве (II часовой пояс), если известно, что в г. Норильске (VI часовой пояс) в данный момент 20 ч.
А. 16 ч.; В. 24 ч.; С. 2 ч.; D. 17 ч.
4. Летом в Центральной России установилась прохладная дождливая погода. Укажите, вторжением каких воздушных масс это может быть обусловлено
А. морской арктический воздух;
В. континентальный воздух умеренных широт;
С. морской воздух умеренных широт;
D. морской тропический воздух.
5. Определите, какие из перечисленных рек относятся к бассейну Северного Ледовитого океана
А. Дон, Кубань; В. Волга, Терек, Урал; С. Амур; D. Лена, Енисей, Обь
6. Какой зональный тип почв формируется под хвойными лесами в условиях избыточного увлажнения и умеренно-теплого лета
А. тундрово-глеевые; В. подзолистые; С. серые лесные; D. черноземные
7. Укажите природную зону, которая в настоящее время практически лишена естественной растительности из-за хозяйственной деятельности человека
А. тундра; В. тайга;
С. зона смешанных и широколиственных лесов; D. зона степей
8. Для зоны тундр характерны животные
А. песец и белый медведь, В. белый медведь и лемминг, С. лемминг и песец.
9. Укажите причину незначительного распространения многолетней мерзлоты на севере Восточно-Европейской равнины по сравнению с Азиатской частью России
А. более высокие летние температуры; В. большая мощность снежного покрова;
С. вследствие массовой вырубки лесов.
10. Определите, какой из типов климата характеризуется следующим набором свойств: годовая амплитуда температур 50-60 °С, небольшая (0,2-0,Зм) высота снежного покрова, господство антициклональных типов погоды
А. морской; В. умеренно-континентальный;
С. континентальный; Б. резко континентальный.
Часть II
Прочитайте задание и выполните его письменно на бланке, указав номер задания.
11. В степной и лесостепной зонах поля ограничены лесозащитными полосами. Объясните их назначение
12. Дальний Восток и юг России заняты горными сооружениями. Укажите, почему современные вулканические процессы активно проявляются лишь на Дальнем Востоке.
(ответы)
1А,2В,3А,4С,5D,6В,7D,8С,9А,10Б
Разделы: Русский язык, Литература
Учебник: «Литература. 5класс», часть 1. Г.С.Меркин, 2011 год.
Цели:
Выявление активной гражданской позиции автора в стихотворении.Формирование умений выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом.Воспитание патриотических и гражданских чувств школьников.Ход урока
Анализ стихотворения по частям.
1 часть. Охотник возвращается в родную деревню
— Что узнаём из 1 части? ( Охотник рад возвращению в родную деревню, доволен ночлегом, радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей.)
— Как автор относится к крестьянским детям, которые рассматривают его через щели сарая? (С нежностью, с умилением говорит о них: » глазки смешались, как в поле цветы», » я детского глаза люблю выраженье». Поэт расстроган, он как будто встречается с детством.)
2 часть. Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого охотника.
Выразительное чтение по ролям диалога ребят (шёпот 9 ребят).
— Каким показался детям охотник? Что они увидели? (Дети внимательные, всё увидели: бороду, длинные ноги, часы, золотую цепь, собаку, ружьё.)
— Что важно выявить детям? (Незнакомый охотник барин или нет?)
— Понравился детям барин? (Нет, они изрекли приговор: «Такому- то гусю уж что за охота! Лежал бы себе на печи!»