1. Яка крайня точка Африки найбільш віддалена від 0° меридіану? А Рас-Ґафун; Б Рас-Енґела;
В Агульяс; Г Альмаді.
2. Яка з вершин Африки є найвищою?
А г.Марра; Б г.Тубкаль;
В влк. Камерун; Г влк. Кіліманджаро.
3. Укажіть гори, що утворилися в альпійську епоху горотворення.
А Атлас; Б Драконові;
В Капські; Г Тібесті.
4. Який тип атмосферної циркуляції переважає над більшою частиною Африки?
А Мусонна; Б пасатна;
В циклональна; Г західний перенос.
5. Укажіть причину утворення берегової пустелі Наміб в Африці.
А Висхідний рух повітря на узбережжі; Б вплив холодної Бенґальської течії;
В вплив теплої Ґвінейської течії; Г вплив західних вітрів.
Завдання на встановлення відповідності ( по 0, за кожну правильну відповідність)
6. Установіть відповідність між прізвищами дослідників Африки та їхніми відкриттями.
А Бартоломеу Діаш 1 Вивчав Ніл, природу Центральної та Східної Африки
Б М. Вавилов 2 На шляху до Індії дістався східних берегів Африки
В Д. Лівінґстон 3 Збирав зразки культурних рослин, вивчав природу Північно-Східної Африки
Г В. Юнкер 4 Здійснив плавання вздовж західних берегів Африки до мису Доброї Надії
5 Досліджував Південну і Центральну Африку, здійснив плавання річкою Замбезі, відкрив водоспад Вікторія, перетнув пустелю Калахарі
Завдання на вибір трьох правильних відповідей з семи запропонованих ( )
7. Укажіть три країни Африки, що не мають виходу до моря:
1 Алжир
2 Судан
3 Ніґер
4 Танзанія
5 Малі
6 Намібія
7 Ботсвана
Географічна задача ( )
8. Обчисліть температуру на вершині Кіліманджаро, якщо температура біля підніжжя + 25 °С.
Відповідь:
Еще древние люди стали накапливать знания об окружающем их мире. С развитием человечества этих знаний становилось все больше, и постепенно начали формироваться различные науки.
Одни из них изучают природу вокруг нас, другие – жизнь людей, культуру, духовный мир.
В древности окружающую природу называли естеством, именно поэтому все науки о природе сейчас называют естественными. Они изучают тела, вещества и явления.
Вещества – это то, из чего состоят тела, живые или неживые.
Явление – это то, что происходит в окружающей среде, те процессы, которые происходят внутри организма. Например, к явлениям природы мы относим рассвет, закат, смену дня и ночи.
Естественных наук существует достаточно много.
2. Астрономия
Астрономия – наука, которая изучает небесные тела, их движение, расположение, строение. Мир небесных тел кажется нам самым непознанным, заманчивым и, наверное, каждый из нас, вглядываясь в звездное небо, ощущал себя частичкой Вселенной. Ученые-астрономы не могут производить различные опыты и эксперименты, поэтому все знания они получают путем наблюдений. Для этого им требуются регулярность, внимательность, наблюдательность, точность. Астрономы открыли многие тайны Вселенной, но остается всё еще много непознанного.
3. Физика
Физика – естественная наука, которая изучает многие природные явления. Например, что происходит с телами при нагревании и охлаждении, что такое гром и молния. Без знаний физики не обходится ни одно техническое средство. Так, без знаний физики невозможно создать ни компьютер, ни телевизор, ни автомобиль.
4. Химия
Химия-Точное происхождение этого слова неизвестно. Химия изучает различные вещества, такие как кислород, водород, азот и многие другие. А мы с вами уже знаем, что из веществ состоят различные тела, как живые, так и неживые. Как наука химия сформировалась около 400 лет назад, хотя ее корни уходят в глубокую древность. На сегодняшний день существует более 10 млн. различных химических соединений, каждое из которых обладает уникальными свойствами. Но постоянно появляются все новые вещества.
5. Геология
Геология-наука, которая исследует историческое развитие Земли по различным горным породам, а также исследует те процессы, которые происходят на поверхности Земли или в ее недрах. Некоторые процесс происходят бурно, например, извержение вулканов, другие же происходят медленно, например движение материков, образование гор, равнин. Поэтому зачатую геологи используют данные, накопленные годами, столетиями.
6. География
География – наука, которая описывает нашу планету
Ученые составляют карты, на которых указывают материки, а на них – горы, равнины, низменности, реки и озера, населенные пункты, города, страны.
Изучение живых существ занимается наука биология. Термин «биология» был введен в 1802 году, независимо двумя учеными, Ламарком и Тревиранусом.
7. Биология
Биология изучает все царства живого: бактерии, растения, животные, простейшие, грибы. И мы с вами являемся частью этого огромного биологического мира. Биология – комплексная наука, и состоит из множества поднаук.
8. Экология
Экология как наука сформировалась достаточно недавно. В буквальном смысле "экология" означает "учение о доме". Действительно, наша планета – это наш общий дом, общий дом для всех живых организмов. Но живые организмы существуют не изолированно друг от друга. Они взаимодействуют между собой и с факторами неживой природы. Все эти закономерности исследует экология. На сегодняшний день существует множество экологических проблем, это и загрязнение атмосферы, литосферы, гидросферы и многие другие.
полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет
или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла,
и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину,
реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с
вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибережным лесам ярко
отсветиться в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к
водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым
своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В
середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого
неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! ему
нет равной реки в мире. Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда все
засыпает - и человек, и зверь, и птица; а бог один величаво озирает небо и
землю и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звезды. Звезды горят и
светят над миром и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в
темном лоне своем. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе. Черный
лес, унизанный спящими воронами, и древле разломанные горы, свесясь, силятся
закрыть его хотя длинною тенью своею, - напрасно! Нет ничего в мире, что бы
могло прикрыть Днепр. Синий, синий, ходит он плавным разливом и середь ночи,
как середь дня; виден за столько вдаль, за сколько видеть может человечье
око. Нежась и прижимаясь ближе к берегам от ночного холода, дает он по себе
серебряную струю; и она вспыхиваете будто полоса дамасской сабли; а он,
синий, снова заснул. Чуден и тогда Днепр, и нет реки, равной ему в мире!
Когда же пойдут горами по небу синие тучи, черный лес шатается до корня,
дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир -
страшен тогда Днепр! Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и
стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали. Так убивается старая
мать козака, выпровожая своего сына в войско. Разгульный и бодрый, едет он
на вороном коне, подбоченившись и молодецки заломив шапку; а она, рыдая,
бежит за ним, хватает его за стремя, ловит удила, и ломает над ним руки, и
заливается горючими слезами"
Н.В. Гоголь "Страшная месть"