Ну что тут сложного? Это четырёхстопный ямб, в двух первых строках женская рифма, в третьей строке - мужская.
определения размеров стиха очень прост и о нём я неоднократно писал здесь на "ответах".
Попробуйте проскандировать, как на стадионе, знаменитый детский стишок Агнии Барто:
"Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик"
А теперь столь же известные строки из поэмы "Мцыри" Михаила Лермонтова:
"Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой... "
Чувствуете разницу? Первое стихотворение написано четырёхстопным хореем, а второе - четырёхстопным ямбом. И в хорее, и в ямбе чередуются ударный и безударный слог, но в хорее ударный первый (второй безударный) , а в ямбе - наоборот - первый безударный, а второй ударный.
А как их легче отличить на практике? Ведь это так трудно - высчитывать слоги, да ещё слова в русском языке то слишком длинные (и из-за этого соседствуют рядом два безударных слога, хотя один из них обязан быть ударным - это называется "пиррихий"), а то, наоборот, короткие слова дают два ударных слога подряд, хотя один должен быть безударным (это спондей) . Я предлагаю Вам воспользоваться который я придумал для себя ещё школьником, и который весьма эффективен после нескольких тренировок.
Например, требуется определить, каким размером написана строка
"Адмиралтейская игла".
Не пытайтесь считать ударения - собьётесь и запутаетесь. Лучше обратим внимание на одну важную особенность: стопа хорея двусложная с ударением на первом слоге соответствует любому такому двусложному слову - например, слову "мама". Стопа ямба будет соответствовать двусложному слову с ударением на втором слоге - например, слову "Фома". Теперь давайте, не заботясь о смысле, подставим под строчку "Адмиралтейская игла" какое-то количество слов, соответствующих хорею, а потом - ямбу, и посмотрим, где совпадёт ритм. Итак
Адмиралтейская игла
Мама Мама Мама Мама
Совпадает ритм? Нет! Значит, это не хорей!
Адмиралтейская игла
Фома Фома Фома Фома
Совпадает ритм? Да! Значит, это ямб! А сколько в этой строке стоп? Считаем, сколько раз нам пришлось поставить слово "Фома"? Четыре! Значит, это ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙ ЯМБ!
Такой же принцип и определения трёхсложных размеров ("бабушка" - для дактиля, "собака" - для амфибрахия, "молоко" - для анапеста) .
Надо также помнить, что безударные слоги, которые стоят в строке ПОСЛЕ ПОСЛЕДНЕГО УДАРНОГО слога определяют уже не размер, а вид рифмы (если безударных слогов нет, то рифма мужская, если безударный слог один, то рифма женская, если безударных слогов два, то дактилическая и т. д.)
Ну что тут сложного? Это четырёхстопный ямб, в двух первых строках женская рифма, в третьей строке - мужская.
определения размеров стиха очень прост и о нём я неоднократно писал здесь на "ответах".
Попробуйте проскандировать, как на стадионе, знаменитый детский стишок Агнии Барто:
"Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик"
А теперь столь же известные строки из поэмы "Мцыри" Михаила Лермонтова:
"Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой... "
Чувствуете разницу? Первое стихотворение написано четырёхстопным хореем, а второе - четырёхстопным ямбом. И в хорее, и в ямбе чередуются ударный и безударный слог, но в хорее ударный первый (второй безударный) , а в ямбе - наоборот - первый безударный, а второй ударный.
А как их легче отличить на практике? Ведь это так трудно - высчитывать слоги, да ещё слова в русском языке то слишком длинные (и из-за этого соседствуют рядом два безударных слога, хотя один из них обязан быть ударным - это называется "пиррихий"), а то, наоборот, короткие слова дают два ударных слога подряд, хотя один должен быть безударным (это спондей) . Я предлагаю Вам воспользоваться который я придумал для себя ещё школьником, и который весьма эффективен после нескольких тренировок.
Например, требуется определить, каким размером написана строка
"Адмиралтейская игла".
Не пытайтесь считать ударения - собьётесь и запутаетесь. Лучше обратим внимание на одну важную особенность: стопа хорея двусложная с ударением на первом слоге соответствует любому такому двусложному слову - например, слову "мама". Стопа ямба будет соответствовать двусложному слову с ударением на втором слоге - например, слову "Фома". Теперь давайте, не заботясь о смысле, подставим под строчку "Адмиралтейская игла" какое-то количество слов, соответствующих хорею, а потом - ямбу, и посмотрим, где совпадёт ритм. Итак
Адмиралтейская игла
Мама Мама Мама Мама
Совпадает ритм? Нет! Значит, это не хорей!
Адмиралтейская игла
Фома Фома Фома Фома
Совпадает ритм? Да! Значит, это ямб! А сколько в этой строке стоп? Считаем, сколько раз нам пришлось поставить слово "Фома"? Четыре! Значит, это ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙ ЯМБ!
Такой же принцип и определения трёхсложных размеров ("бабушка" - для дактиля, "собака" - для амфибрахия, "молоко" - для анапеста) .
Надо также помнить, что безударные слоги, которые стоят в строке ПОСЛЕ ПОСЛЕДНЕГО УДАРНОГО слога определяют уже не размер, а вид рифмы (если безударных слогов нет, то рифма мужская, если безударный слог один, то рифма женская, если безударных слогов два, то дактилическая и т. д.)