машиностроительный комплекс (мк) представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей машиностроения, специализирующихся на производстве средств транспорта, военной техники и оружия, средств производства и различных предметов потребления. мк чрезвычайно сложен по своей структуре и состоит более чем из 70 отраслей, которые выделяются в зависимости от назначения производимой продукции, но сходны по технологии и используемому сырью.
машиностроение — ведущий комплекс промышленности, обеспечивающий оборудованием все другие комплексы. в 2007 г. на вид деятельности “производство машин и оборудования” пришлось 6% объема отгруженных товаров собственного производства страны, здесь было занято 1,1 млн. чел. или 1/10 всех занятых в промышленности, функционировало более 22 тыс. предприятий или более 5% предприятий обрабатывающих производств.
машиностроение — одна из отраслей отечественной промышленности, значительно пострадавшая от кризиса. основные причины кризиса отечественного машиностроительного комплекса:
демилитаризация ; возросшая в 1990-е гг. конкуренция зарубежных средств производства и предметов потребления; резкое сужение рынка сбыта продукции отрасли в самой россии и в остальных странах снг — основных ее потребителях; прогрессирующий моральный и износ оборудования машиностроительных предприятий.
начиная с 1999 г. положение в отечественном мк стало улучшаться. в развитии машиностроения приоритетными являются два основных направления. первое связано с решением социальных проблем: выпуск машин и оборудования для агропромышленного комплекса, легкой промышленности, медицинской техники и оборудования. второе — развитие электроэнергетической и электротехнической промышленности, производства вычислительной техники, приборостроения и станкостроения.
машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности, дополняет промышленный комплекс. почти 90% продукции мк производится в европейской части россии. в сибири и на дальнем востоке отрасль представлена в основном предприятиями электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прессового и литейного оборудования. рациональность дальнейшего размещения предприятий мк в этих районах обусловливается возрастающей потребностью в продукции, а также наличием энергии, топлива, металла, водных ресурсов, промышленных площадок, пригодных к строительству. здесь можно создавать энерго- и металлоемкие отрасли.
размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции. при этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс, специализация, кооперирование, концентрация, комбинирование производства, наличие трудовых ресурсов, близость к источникам сырья и материалов, к потребителям, объем транспортных работ, затраты на транспортировку.
среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и кооперированию. специализация — на производстве отдельных видов продукции или услуг. она бывает предметная (выпуск определенных конечных видов продукции — машин, оборудования), подетальная (выпуск деталей, агрегатов, секций), технологическая (производство литья, заготовок) и функциональная (ремонт). размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, находящихся на близком расстоянии, с которыми они работают в кооперации. кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др., интегрируя размещение взаимодействующих между собой предприятий.
размещение предприятий машиностроения зависит в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. особенно важна роль квалифицированных кадров в размещении таких отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная, приборостроительная и др.
отрасли машиностроения, как крупные потребители металла (сырья), имеют широкие связи прежде всего с черной металлургией. территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.
отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию, размещаются в районах потребления. к ним относятся сельскохозяйственное машиностроение, производство машин и механизмов для лесной промышленности, горного оборудования и др.
особенности размещения предприятий машиностроения обусловливают большую роль транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией.
Экваториальный, тропический, умеренный, полярный типы климата считаются основными, так как в пределах их поясов весь год господствуют воздушные массы, характерные для них. Между основными климатическими поясами располагаются переходные, имеющие в названии приставку «суб» (лат. «под») . В переходных климатических поясах воздушные массы меняются по сезонам. Они приходят сюда из соседних поясов. Это объясняется тем, что в результате движения Земли вокруг своей оси происходит смещение климатических поясов то к северу, то к югу.
Выделяют три дополнительных типа климата:
Субэкваториальный климат. Летом в этом поясе господствуют экваториальные воздушные массы, а зимой — тропические. Субтропический климат. Здесь летом господствуют воздушные тропические массы, а зимой сюда вторгаются воздушные массы умеренных широт, несущие осадки. Субполярный климат. Летом из умеренных широт сюда приходят влажные воздушные массы, поэтому лето прохладное (от +5 до +10°С) и выпадает около 300 мм осадков
машиностроительный комплекс (мк) представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей машиностроения, специализирующихся на производстве средств транспорта, военной техники и оружия, средств производства и различных предметов потребления. мк чрезвычайно сложен по своей структуре и состоит более чем из 70 отраслей, которые выделяются в зависимости от назначения производимой продукции, но сходны по технологии и используемому сырью.
машиностроение — ведущий комплекс промышленности, обеспечивающий оборудованием все другие комплексы. в 2007 г. на вид деятельности “производство машин и оборудования” пришлось 6% объема отгруженных товаров собственного производства страны, здесь было занято 1,1 млн. чел. или 1/10 всех занятых в промышленности, функционировало более 22 тыс. предприятий или более 5% предприятий обрабатывающих производств.
машиностроение — одна из отраслей отечественной промышленности, значительно пострадавшая от кризиса. основные причины кризиса отечественного машиностроительного комплекса:
демилитаризация ; возросшая в 1990-е гг. конкуренция зарубежных средств производства и предметов потребления; резкое сужение рынка сбыта продукции отрасли в самой россии и в остальных странах снг — основных ее потребителях; прогрессирующий моральный и износ оборудования машиностроительных предприятий.начиная с 1999 г. положение в отечественном мк стало улучшаться. в развитии машиностроения приоритетными являются два основных направления. первое связано с решением социальных проблем: выпуск машин и оборудования для агропромышленного комплекса, легкой промышленности, медицинской техники и оборудования. второе — развитие электроэнергетической и электротехнической промышленности, производства вычислительной техники, приборостроения и станкостроения.
машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности, дополняет промышленный комплекс. почти 90% продукции мк производится в европейской части россии. в сибири и на дальнем востоке отрасль представлена в основном предприятиями электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прессового и литейного оборудования. рациональность дальнейшего размещения предприятий мк в этих районах обусловливается возрастающей потребностью в продукции, а также наличием энергии, топлива, металла, водных ресурсов, промышленных площадок, пригодных к строительству. здесь можно создавать энерго- и металлоемкие отрасли.
размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции. при этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс, специализация, кооперирование, концентрация, комбинирование производства, наличие трудовых ресурсов, близость к источникам сырья и материалов, к потребителям, объем транспортных работ, затраты на транспортировку.
среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и кооперированию. специализация — на производстве отдельных видов продукции или услуг. она бывает предметная (выпуск определенных конечных видов продукции — машин, оборудования), подетальная (выпуск деталей, агрегатов, секций), технологическая (производство литья, заготовок) и функциональная (ремонт). размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, находящихся на близком расстоянии, с которыми они работают в кооперации. кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др., интегрируя размещение взаимодействующих между собой предприятий.
размещение предприятий машиностроения зависит в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. особенно важна роль квалифицированных кадров в размещении таких отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная, приборостроительная и др.
отрасли машиностроения, как крупные потребители металла (сырья), имеют широкие связи прежде всего с черной металлургией. территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.
отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию, размещаются в районах потребления. к ним относятся сельскохозяйственное машиностроение, производство машин и механизмов для лесной промышленности, горного оборудования и др.
особенности размещения предприятий машиностроения обусловливают большую роль транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией.
Выделяют три дополнительных типа климата:
Субэкваториальный климат. Летом в этом поясе господствуют экваториальные воздушные массы, а зимой — тропические.
Субтропический климат. Здесь летом господствуют воздушные тропические массы, а зимой сюда вторгаются воздушные массы умеренных широт, несущие осадки.
Субполярный климат. Летом из умеренных широт сюда приходят влажные воздушные массы, поэтому лето прохладное (от +5 до +10°С) и выпадает около 300 мм осадков