Так атмосфера Земли имеет толшину около 1 тысячи километров, на каждого из нас давит столб воздуха весом 15 тонн. Почему же мы не ощущаем это давление? Объясняется это тем, что давление внутри организма человека равно атмосферному. Внутреннее и внешнее давления уравновешиваются.
Атмосферное давление измеряется в миллиметрах ртутного столба. Для его определения пользуются специальным прибором — барометром. Существуют ртутные и безжидкостные барометры. Последние получили название барометры-анероиды. За нормальное давление атмосферы условно принято давление, равное 760 мм высоты ртутного столба, что близко к среднему атмосферному давлению на уровне моря. Давление воздуха больше 760 мм рт. ст. считается повышенным, меньше — пониженным. Так как давление с высотой понижается (в среднем на 1 мм на каждые 10,5 м подъема), то для территорий, лежащих на разной высоте над уровнем моря, средним будет свое соответствующее значение. Например, Москва лежит на высоте 120 м над уровнем моря, среднее давление для нее — 748 мм рт. ст.
Прочитайте текст, составьте вопросный план. 2. Выпишите литературоведческие термины и клишированные конструкции, составьте
сравнительную таблицу.
3. Объясните значение выделенных слов, пользуясь толковым словарем С. И. Ожегова.
Составьте словосочетания и предложения с выделенными словами.
4. Выпишите собственные имена существительные, распределите их по группам:
страны, города, фамилии ученых, клички животных. Запомните правописание.
5. Выпишите пословицы, переведите на казахский язык. Как вы думаете, совпадают
ли полностью оригинал и перевод пословиц?
6. Выполните синтаксический разбор предложений: Раннюю форму народного твор-
чества представляют бытовые песни, связанные со свадебными и похоронными
обрядами, народный календарь, а также исторические предания, легенды, сказки,
пословицы, поговорки и загадки. Вместе с тем в устном народном творчестве
VI—VIII вв. уже зарождались древнейшие поэмы и традиции эпической поэзии, за-
фиксированные в орxонских памятниках. Элементы ее уже видны в текстах над-
гробных стелл Кюльтегина и Бильге кагана, повествующих о событиях V—VII вв.
7. Напишите аналитическую статью “Устное народное творчество тюрков”. Обратитесь
за консультацией к учителю казахского языка и литературы.
Атмосферное давление измеряется в миллиметрах ртутного столба. Для его определения пользуются специальным прибором — барометром. Существуют ртутные и безжидкостные барометры. Последние получили название барометры-анероиды. За нормальное давление атмосферы условно принято давление, равное 760 мм высоты ртутного столба, что близко к среднему атмосферному давлению на уровне моря. Давление воздуха больше 760 мм рт. ст. считается повышенным, меньше — пониженным. Так как давление с высотой понижается (в среднем на 1 мм на каждые 10,5 м подъема), то для территорий, лежащих на разной высоте над уровнем моря, средним будет свое соответствующее значение. Например, Москва лежит на высоте 120 м над уровнем моря, среднее давление для нее — 748 мм рт. ст.
сравнительную таблицу.
3. Объясните значение выделенных слов, пользуясь толковым словарем С. И. Ожегова.
Составьте словосочетания и предложения с выделенными словами.
4. Выпишите собственные имена существительные, распределите их по группам:
страны, города, фамилии ученых, клички животных. Запомните правописание.
5. Выпишите пословицы, переведите на казахский язык. Как вы думаете, совпадают
ли полностью оригинал и перевод пословиц?
6. Выполните синтаксический разбор предложений: Раннюю форму народного твор-
чества представляют бытовые песни, связанные со свадебными и похоронными
обрядами, народный календарь, а также исторические предания, легенды, сказки,
пословицы, поговорки и загадки. Вместе с тем в устном народном творчестве
VI—VIII вв. уже зарождались древнейшие поэмы и традиции эпической поэзии, за-
фиксированные в орxонских памятниках. Элементы ее уже видны в текстах над-
гробных стелл Кюльтегина и Бильге кагана, повествующих о событиях V—VII вв.
7. Напишите аналитическую статью “Устное народное творчество тюрков”. Обратитесь
за консультацией к учителю казахского языка и литературы.