План характеристики страны 1. Какие карты и в какой последовательности надо использовать при со- ставлении характеристики страны? 2. Географическое положение, грани- цы. Оценка географического положения страны. 3. Особенности рельефа, климата, внутренних вод и природных зон страны. Оценка их с позиций жизни населения. 4. Природные богатства страны и их оценка для разви- тия хозяйства. 5. Народы, населяощие страну, их язык, элементы духов- ной культуры, особенности быта. Объекты природного и культурного на- следия. Вклад населения страны в развитие мировой цивилизации (знаме- нитые люди). 6. Виды хозяйственной деятельности населения (важнейшие отрасли промышленности и сельского хозяйства). 7. Различия в освоении территории страны. 8. Столица крупные города.
Транспортная инфраструктура, строившаяся в советский период, создавалась как единый комплекс, поэтому отдельные автомобильные и железные дороги на коротких участках пересекают в настоящее время уже государственную границу, возвращаясь затем на территорию «своей» страны. В ряде случаев это создает определенные проблемы в плане зависимости от сопредельной стороны транспортного сообщения между частями одного и того же государства. К примеру, сообщение между областными центрами Уральском и Актюбинском осуществляется через территорию Оренбургской области, проходящий по которой отдельный участок, включая станцию Илецк, принадлежит Казахстану. Таков же статус и участка, соединяющего Семей с Усть-Каменогорском (включая станцию Локоть), расположенного на территории Алтайского края.
Вместе с тем сообщение между различными территориями России в ряде случаев также требует пересечения Казахстана. Так, главная ветка Транссибирской магистрали между Курганом и Омском на протяжении более чем 100 км проходит по территории Северо-Казахстанской области. Среднесибирская магистраль (от Челябинска через Костанай и Кокшетау до Камня-на-Оби) и Южный Транссиб (Магнитогорск – Астана – Павлодар – Барнаул) пересекают от 700 до 1200 км территории Северного Казахстана. Единственная дублирующая ветка через Тюмень, которая идет только по территории России, пока не пропускать значительные грузопотоки. Таким образом, внутрироссийский транзит в восточные регионы зависит от Казахстана. В настоящее время и Россией, и Казахстаном взят курс на уменьшение зависимости внутреннего транспортного сообщения от использования сопредельной территории.
В этих целях Казахстан предпринял ряд конкретных шагов. В конце 2000 года был введен в эксплуатацию участок, соединивший Семей с Павлодаром, что позволило осуществлять сообщение между ними без использования территории Алтайского края. В планах казахстанской стороны строительство ветки, предназначенной для соединения напрямую Семея с Усть-Каменогорском. В этом случае коммуникационная зависимость от России всего севера и востока Казахстана существенно уменьшится. С другой стороны, имеет место и тенденция развития новых трансграничных транспортных путей, призванных облегчить сообщение между приграничными территориями Казахстана и России.
Местное время возрастает на один час при продвижении на 15 градусов к востоку и убывает к западу. Чтобы определить местное время TM на долготе L по известному местному времени T0 на нулевом меридиане, следует воспользоваться формулой:
TM = T0 + L/15
(L измеряется в градусах и считается положительной к востоку и отрицательной к западу, TM и T0 - в часах. Если результат получился отрицательным, к нему необходимо прибавить 24 часа, если больше либо равен 24 часам - вычесть 24 часа)
При L = 30 получаем TM = 12 + 30/15 = 12 + 2 = 14 часов, при L = -30 TM = 12 - 30/15 = 12 - 2 = 10 часов.