• низменные. Высота над уровнем моря не превышает отметки в 200м. Яркий пример — Западно-Сибирская равнина.
• Возвышенные — с перепадом высот от 200 до 500 м над уровнем моря. Например, Среднерусская равнина.
• Нагорные равнины, чей уровень измеряется отметками свыше 500 м. Например, Иранское нагорье.
• Впадины — высшая точка располагается ниже уровня моря. Пример — Прикаспийская низменность.
2. По происхождению равнины бывают:
• Аккумулятивные (морские, речные и материковые) — образовались в результате воздействия рек, отливов и приливов. Поверхность их покрыта наносными отложениями, а в море – морскими, речными и ледниковыми отложениями. Из морских можно привести в пример Западно-Сибирскую низменность, а из речных — Амазонскую. Среди материковых к аккумулятивным равнинам относят краевые низменности, имеющие небольшой уклон к морю.
• Абразионные — образуются в результате воздействия прибоя на сушу. В районах, где господствуют сильные ветры, часты волнения на море, а линия берега образована из слабых горных пород, чаще образуются именно такой тип равнин.
• Структурные — самые сложные по происхождению. На месте таких равнин когда-то высились горы. В результате вулканической деятельности и землетрясений, горы разрушались. Вытекающая из трещин и расколов магма сковывала поверхность суши, словно броня, скрывая все неровности рельефа.
• Озерные — образуются на месте высохших озер. Такие равнины обычно небольшие по площади и часто окаймлены береговыми валами и уступами. Пример озерной равнины – Джаланаш и Кеген на территории Казахстана.
3. По виду рельефа различают равнины:
• плоские или горизонтальные – Великая Китайская и Западно-Сибирская равнины.
• волнистые — формируются под действием водных и водно-ледниковых потоков. Например, Среднерусская возвышенность
• холмистые — в рельефе встречаются отдельные холмы, сопки, овраги. Пример — Восточно-Европейская равнина.
• ступенчатые — формируются под действием внутренних сил Земли. Пример — Среднесибирское плоскогорье
• вогнутые — к ним относят равнины межгорных впадин. Например, Цайдамская котловина.
Выделяют также увалистые и грядовые равнины. Но в природе чаще всего встречается смешанный тип. Например, Прибельская увалисто-волнистая равнина в Башкортостане.
Границу пересекают 16 железнодорожных магистралей, около 200 автодорог, из которых – 6 автомагистралей, 36 дорог с твердым покрытием, 33 – без покрытия, остальные – грунтовки. Транспортная инфраструктура, строившаяся в советский период, создавалась как единый комплекс, поэтому отдельные автомобильные и железные дороги на коротких участках пересекают в настоящее время уже государственную границу, возвращаясь затем на территорию «своей» страны. В ряде случаев это создает определенные проблемы в плане зависимости от сопредельной стороны транспортного сообщения между частями одного и того же государства. К примеру, сообщение между областными центрами Уральском и Актюбинском осуществляется через территорию Оренбургской области, проходящий по которой отдельный участок, включая станцию Илецк, принадлежит Казахстану. Таков же статус и участка, соединяющего Семей с Усть-Каменогорском (включая станцию Локоть), расположенного на территории Алтайского края. Вместе с тем сообщение между различными территориями России в ряде случаев также требует пересечения Казахстана. Так, главная ветка Транссибирской магистрали между Курганом и Омском на протяжении более чем 100 км проходит по территории Северо-Казахстанской области. Среднесибирская магистраль (от Челябинска через Костанай и Кокшетау до Камня-на-Оби) и Южный Транссиб (Магнитогорск – Астана – Павлодар – Барнаул) пересекают от 700 до 1200 км территории Северного Казахстана. Единственная дублирующая ветка через Тюмень, которая идет только по территории России, пока не пропускать значительные грузопотоки. Таким образом, внутрироссийский транзит в восточные регионы зависит от Казахстана. В настоящее время и Россией, и Казахстаном взят курс на уменьшение зависимости внутреннего транспортного сообщения от использования сопредельной территории. В этих целях Казахстан предпринял ряд конкретных шагов. В конце 2000 года был введен в эксплуатацию участок, соединивший Семей с Павлодаром, что позволило осуществлять сообщение между ними без использования территории Алтайского края. В планах казахстанской стороны строительство ветки, предназначенной для соединения напрямую Семея с Усть-Каменогорском. В этом случае коммуникационная зависимость от России всего севера и востока Казахстана существенно уменьшится. С другой стороны, имеет место и тенденция развития новых трансграничных транспортных путей, призванных облегчить сообщение между приграничными территориями Казахстана и России.
1. По абсолютной высоте различают:
• низменные. Высота над уровнем моря не превышает отметки в 200м. Яркий пример — Западно-Сибирская равнина.
• Возвышенные — с перепадом высот от 200 до 500 м над уровнем моря. Например, Среднерусская равнина.
• Нагорные равнины, чей уровень измеряется отметками свыше 500 м. Например, Иранское нагорье.
• Впадины — высшая точка располагается ниже уровня моря. Пример — Прикаспийская низменность.
2. По происхождению равнины бывают:
• Аккумулятивные (морские, речные и материковые) — образовались в результате воздействия рек, отливов и приливов. Поверхность их покрыта наносными отложениями, а в море – морскими, речными и ледниковыми отложениями. Из морских можно привести в пример Западно-Сибирскую низменность, а из речных — Амазонскую. Среди материковых к аккумулятивным равнинам относят краевые низменности, имеющие небольшой уклон к морю.
• Абразионные — образуются в результате воздействия прибоя на сушу. В районах, где господствуют сильные ветры, часты волнения на море, а линия берега образована из слабых горных пород, чаще образуются именно такой тип равнин.
• Структурные — самые сложные по происхождению. На месте таких равнин когда-то высились горы. В результате вулканической деятельности и землетрясений, горы разрушались. Вытекающая из трещин и расколов магма сковывала поверхность суши, словно броня, скрывая все неровности рельефа.
• Озерные — образуются на месте высохших озер. Такие равнины обычно небольшие по площади и часто окаймлены береговыми валами и уступами. Пример озерной равнины – Джаланаш и Кеген на территории Казахстана.
3. По виду рельефа различают равнины:
• плоские или горизонтальные – Великая Китайская и Западно-Сибирская равнины.
• волнистые — формируются под действием водных и водно-ледниковых потоков. Например, Среднерусская возвышенность
• холмистые — в рельефе встречаются отдельные холмы, сопки, овраги. Пример — Восточно-Европейская равнина.
• ступенчатые — формируются под действием внутренних сил Земли. Пример — Среднесибирское плоскогорье
• вогнутые — к ним относят равнины межгорных впадин. Например, Цайдамская котловина.
Выделяют также увалистые и грядовые равнины. Но в природе чаще всего встречается смешанный тип. Например, Прибельская увалисто-волнистая равнина в Башкортостане.
Транспортная инфраструктура, строившаяся в советский период, создавалась как единый комплекс, поэтому отдельные автомобильные и железные дороги на коротких участках пересекают в настоящее время уже государственную границу, возвращаясь затем на территорию «своей» страны. В ряде случаев это создает определенные проблемы в плане зависимости от сопредельной стороны транспортного сообщения между частями одного и того же государства. К примеру, сообщение между областными центрами Уральском и Актюбинском осуществляется через территорию Оренбургской области, проходящий по которой отдельный участок, включая станцию Илецк, принадлежит Казахстану. Таков же статус и участка, соединяющего Семей с Усть-Каменогорском (включая станцию Локоть), расположенного на территории Алтайского края.
Вместе с тем сообщение между различными территориями России в ряде случаев также требует пересечения Казахстана. Так, главная ветка Транссибирской магистрали между Курганом и Омском на протяжении более чем 100 км проходит по территории Северо-Казахстанской области. Среднесибирская магистраль (от Челябинска через Костанай и Кокшетау до Камня-на-Оби) и Южный Транссиб (Магнитогорск – Астана – Павлодар – Барнаул) пересекают от 700 до 1200 км территории Северного Казахстана. Единственная дублирующая ветка через Тюмень, которая идет только по территории России, пока не пропускать значительные грузопотоки. Таким образом, внутрироссийский транзит в восточные регионы зависит от Казахстана. В настоящее время и Россией, и Казахстаном взят курс на уменьшение зависимости внутреннего транспортного сообщения от использования сопредельной территории.
В этих целях Казахстан предпринял ряд конкретных шагов. В конце 2000 года был введен в эксплуатацию участок, соединивший Семей с Павлодаром, что позволило осуществлять сообщение между ними без использования территории Алтайского края. В планах казахстанской стороны строительство ветки, предназначенной для соединения напрямую Семея с Усть-Каменогорском. В этом случае коммуникационная зависимость от России всего севера и востока Казахстана существенно уменьшится. С другой стороны, имеет место и тенденция развития новых трансграничных транспортных путей, призванных облегчить сообщение между приграничными территориями Казахстана и России.