Прежде всего, за рассматриваемый период демографическая ситуация заметно осложнилась в силу того, что в результате ухудшения экономической ситуации и политической неопределенности в первые годы независимости, граждане страны – представители многих национальностей в поисках лучшей жизни предпочли массово выехать на свою историческую родину. Снижение жизненного уровня и ухудшение социального настроения граждан в результате нарастания экономического кризиса привело к резкому снижению рождаемости в стране. В совокупности указанные факторы вызвали сокращение численности населения с 1991 по 2001 год на 10% (с 16,4 до 14,8 млн. человек), и только к концу 2010 года численность населения страны достигла уровня 1991 года. С 2011 года численность населения страны ежегодно увеличивается примерно на 1,3% и на начало 2016 года, по сравнению с 1991 годом, увеличилась на 7,7%, достигнув 17 670 тыс. человек.
Во-вторых, известно, что в мировой практике в период индустриализации население массово мигрировало из деревень в города, обеспечивая необходимыми трудовыми ресурсами новые отрасли промышленности, и тем самым излишек трудовых ресурсов на селе превращался в мощный драйвер роста экономики почти всех развитых стран мира. Перетекание трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленные центры, где традиционно производительность труда намного выше, чем в аграрном секторе, давало огромный экономический выигрыш государствам в плане увеличения эффективности производства, повышения конкуренто стран, а также вызывало огромный социальный эффект в результате улучшения материального, социально-культурного положения сельского населения. При этом, чем выше был уровень индустриализации, тем быстрее происходила урбанизация. В Казахстане за годы независимости, несмотря на наши усилия по реализации двух государственных программ по индустриализации страны, процесс урбанизации протекал значительно медленнее, чем во многих странах мира.
Известно, что в Казахстане, так же, как и в других странах мира, существует определенное различие между уровнем жизни сельских и городских жителей, причем этот разрыв в нашей стране, в среднем, имеет тенденцию к увеличению, обусловленное снижающимися фондовооруженностью и производительностью труда на селе, неразвитостью инфраструктуры сельского хозяйства, оторванностью многих сельских производителей от основных рынков сбыта из-за отдаленности от центров, климатическими условиями и др.
Несмотря на подобное, явно проигрышное, положение сельского хозяйства, за годы независимости численность населения на селе в Казахстане до 2014 года росла опережающими темпами, по сравнению с городским. Об этом свидетельствуют следующие данные. Если все население страны на начало 1990 года составляло 16,3 млн. человек, то оно увеличилось к 2014 году до 17,2 млн. человек или на 5,3 %. За тот же период численность городского населения выросла на 1,4%, а сельского – на 10,4%, опередив почти в два раза в своем развитии темп прироста всего населения страны (в последние два года в связи с расширением территории городов Алматы и Шымкента численность городского населения страны выросла). Таким образом, характерным для Казахстана фактом является крайне низкий темп урбанизации, из-за чего до сих пор на высоком уровне сохраняется доля сельских жителей в общей численности населения страны.
Характерной особенностью территориальной организации хозяйства Волго-Вятского экономического района является значительная неравномерность в размещении производительных сил. Ядром экономического развития региона выступает Нижегородская область. Ее производственный профиль определяют автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение и связанные с ними предприятия других отраслей промышленности. Однако отмечается снижение удельного веса области в хозяйственном комплексе Волго-Вятского региона. Это связано с тем, что высокие темпы промышленного развития отмечались в республиках региона. Так, в Чувашской Республике определяющими темпами развивались отрасли квалифицированного машиностроения – электротехника и приборостроение; в Республике Мордовия — светотехника, цементное и резинотехническое производство; в Республике Марий Эл – приборостроение и радиоэлектроника.
Кировская область по объемам промышленного производства занимает второе место в районе. На долю ее приходится 18% объемов промышленного производства Волго-Вятского района. Основными отраслями специализации в области являются машиностроение, в том числе электронное, производство бытовой техники, станков, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и пищевая.
В экономике Республики Марий Эл преобладает промышленность. В структуре промышленного производства на долю машиностроения приходится свыше 1/4 объемов промышленного производства республики. В структуре машиностроения наибольший удельный вес приходится на сложные и наукоемкие отрасли, такие, как радиоэлектроника и приборостроение. В республике производится 61% всего отечественного торгово-холодильного оборудования. На долю лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности приходится 13%.
Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным. В ней наряду с промышленностью высокий уровень развития имеет и агропромышленный комплекс. Ведущей отраслью промышленности в республике является машиностроение, на долю которого приходится более 50% объемов производимой продукции промышленности республики. Среди отраслей машиностроения выделяются приборостроение, светотехника, производство полупроводников. Велика доля пищевой промышленности – почти 1/5 всей промышленной продукции республики.
В Чувашской Республике в структуре производства промышленной продукции на долю машиностроения приходится свыше 1/3 объемов промышленного производства. Здесь производятся ткацкие станки и электропогрузчики, бульдозеры. Среди машиностроительных предприятий Республики выделяется АО «Промтрактор» – единственное в России и Европе предприятие по производству мощных тракторов многопрофильного использования, применяемых в угледобывающей, золотодобывающей промышленности и газовой отрасли. В структуре промышленного комплекса выделяются также легкая, пищевая и химическая отрасли.
Основное промышленное производство сконцентрировано в республиках в столичных городах. Малые и средние города Волго-Вятского района развиты слабо.
На территории Волго-Вятского региона в последние годы получили развитие промышленные узлы. Так, Саранско-Рузаевский промышленный узел сформировался в Республике Мордовия на базе развития светотехники, приборостроения и других отраслей машиностроения. Формированию Чебоксарского промышленного узла в Чувашской Республике строительство Чебоксарской ГЭС, тракторного завода и химического комбината с сопутствующими производствами. Волжский промышленный узел в Республике Марий Эл возник на базе развития деревообработки и различных видов машиностроения.
Вторым мощным центром военно-промышленного комплекса района является Нижний Новгород. Какова роль экономико-географического положения в развитии Волго-Вятского района России? Производственная структура ТПК состоит из базирующихся на основе природных ресурсов и условий региона производств, стадий производства и производственных связей как внутри производственного процесса, так и между отдельными производствами ввоза и вывоза продукции. Таблица 1 Административно-территориальная единица Территория, тыс. Залегают руды на глубине от 35 – 40 до 400 – 500 м и глубже. Газопроводы: Игрим – Серов; Медвежье – Нарым – Пермь; Уренгой – Пунга – Ухта «Сияние Севера»; Уренгой – Тюмень – Челябинск; Уренгой – Помары – Ужгород. Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным.
Классификация городов по численности населения: более 1 млн. Формированию Чебоксарского промышленного узла в Чувашской Республике строительство Чебоксарской ГЭС, тракторного завода и химического комбината с сопутствующими производствами. Рассмотрите производственную и территориальную структуру топливно-энергетического комплекса Тимано-Печорского ТПК в республике Коми. Высокое содержание железа в рудах и другие их качества удешевляют их обогащение, а в домнах меньше расходуется кокса, сокращается расход дефицитных в районе воды и топлива, снижается себестоимость. На юге района часто бывают засухи, а северная часть увлажнена и заболочена.
Прежде всего, за рассматриваемый период демографическая ситуация заметно осложнилась в силу того, что в результате ухудшения экономической ситуации и политической неопределенности в первые годы независимости, граждане страны – представители многих национальностей в поисках лучшей жизни предпочли массово выехать на свою историческую родину. Снижение жизненного уровня и ухудшение социального настроения граждан в результате нарастания экономического кризиса привело к резкому снижению рождаемости в стране. В совокупности указанные факторы вызвали сокращение численности населения с 1991 по 2001 год на 10% (с 16,4 до 14,8 млн. человек), и только к концу 2010 года численность населения страны достигла уровня 1991 года. С 2011 года численность населения страны ежегодно увеличивается примерно на 1,3% и на начало 2016 года, по сравнению с 1991 годом, увеличилась на 7,7%, достигнув 17 670 тыс. человек.
Во-вторых, известно, что в мировой практике в период индустриализации население массово мигрировало из деревень в города, обеспечивая необходимыми трудовыми ресурсами новые отрасли промышленности, и тем самым излишек трудовых ресурсов на селе превращался в мощный драйвер роста экономики почти всех развитых стран мира. Перетекание трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленные центры, где традиционно производительность труда намного выше, чем в аграрном секторе, давало огромный экономический выигрыш государствам в плане увеличения эффективности производства, повышения конкуренто стран, а также вызывало огромный социальный эффект в результате улучшения материального, социально-культурного положения сельского населения. При этом, чем выше был уровень индустриализации, тем быстрее происходила урбанизация. В Казахстане за годы независимости, несмотря на наши усилия по реализации двух государственных программ по индустриализации страны, процесс урбанизации протекал значительно медленнее, чем во многих странах мира.
Известно, что в Казахстане, так же, как и в других странах мира, существует определенное различие между уровнем жизни сельских и городских жителей, причем этот разрыв в нашей стране, в среднем, имеет тенденцию к увеличению, обусловленное снижающимися фондовооруженностью и производительностью труда на селе, неразвитостью инфраструктуры сельского хозяйства, оторванностью многих сельских производителей от основных рынков сбыта из-за отдаленности от центров, климатическими условиями и др.
Несмотря на подобное, явно проигрышное, положение сельского хозяйства, за годы независимости численность населения на селе в Казахстане до 2014 года росла опережающими темпами, по сравнению с городским. Об этом свидетельствуют следующие данные. Если все население страны на начало 1990 года составляло 16,3 млн. человек, то оно увеличилось к 2014 году до 17,2 млн. человек или на 5,3 %. За тот же период численность городского населения выросла на 1,4%, а сельского – на 10,4%, опередив почти в два раза в своем развитии темп прироста всего населения страны (в последние два года в связи с расширением территории городов Алматы и Шымкента численность городского населения страны выросла). Таким образом, характерным для Казахстана фактом является крайне низкий темп урбанизации, из-за чего до сих пор на высоком уровне сохраняется доля сельских жителей в общей численности населения страны.
Характерной особенностью территориальной организации хозяйства Волго-Вятского экономического района является значительная неравномерность в размещении производительных сил. Ядром экономического развития региона выступает Нижегородская область. Ее производственный профиль определяют автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение и связанные с ними предприятия других отраслей промышленности. Однако отмечается снижение удельного веса области в хозяйственном комплексе Волго-Вятского региона. Это связано с тем, что высокие темпы промышленного развития отмечались в республиках региона. Так, в Чувашской Республике определяющими темпами развивались отрасли квалифицированного машиностроения – электротехника и приборостроение; в Республике Мордовия — светотехника, цементное и резинотехническое производство; в Республике Марий Эл – приборостроение и радиоэлектроника.
Кировская область по объемам промышленного производства занимает второе место в районе. На долю ее приходится 18% объемов промышленного производства Волго-Вятского района. Основными отраслями специализации в области являются машиностроение, в том числе электронное, производство бытовой техники, станков, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и пищевая.
В экономике Республики Марий Эл преобладает промышленность. В структуре промышленного производства на долю машиностроения приходится свыше 1/4 объемов промышленного производства республики. В структуре машиностроения наибольший удельный вес приходится на сложные и наукоемкие отрасли, такие, как радиоэлектроника и приборостроение. В республике производится 61% всего отечественного торгово-холодильного оборудования. На долю лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности приходится 13%.
Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным. В ней наряду с промышленностью высокий уровень развития имеет и агропромышленный комплекс. Ведущей отраслью промышленности в республике является машиностроение, на долю которого приходится более 50% объемов производимой продукции промышленности республики. Среди отраслей машиностроения выделяются приборостроение, светотехника, производство полупроводников. Велика доля пищевой промышленности – почти 1/5 всей промышленной продукции республики.
В Чувашской Республике в структуре производства промышленной продукции на долю машиностроения приходится свыше 1/3 объемов промышленного производства. Здесь производятся ткацкие станки и электропогрузчики, бульдозеры. Среди машиностроительных предприятий Республики выделяется АО «Промтрактор» – единственное в России и Европе предприятие по производству мощных тракторов многопрофильного использования, применяемых в угледобывающей, золотодобывающей промышленности и газовой отрасли. В структуре промышленного комплекса выделяются также легкая, пищевая и химическая отрасли.
Основное промышленное производство сконцентрировано в республиках в столичных городах. Малые и средние города Волго-Вятского района развиты слабо.
На территории Волго-Вятского региона в последние годы получили развитие промышленные узлы. Так, Саранско-Рузаевский промышленный узел сформировался в Республике Мордовия на базе развития светотехники, приборостроения и других отраслей машиностроения. Формированию Чебоксарского промышленного узла в Чувашской Республике строительство Чебоксарской ГЭС, тракторного завода и химического комбината с сопутствующими производствами. Волжский промышленный узел в Республике Марий Эл возник на базе развития деревообработки и различных видов машиностроения.
Вторым мощным центром военно-промышленного комплекса района является Нижний Новгород. Какова роль экономико-географического положения в развитии Волго-Вятского района России? Производственная структура ТПК состоит из базирующихся на основе природных ресурсов и условий региона производств, стадий производства и производственных связей как внутри производственного процесса, так и между отдельными производствами ввоза и вывоза продукции. Таблица 1 Административно-территориальная единица Территория, тыс. Залегают руды на глубине от 35 – 40 до 400 – 500 м и глубже. Газопроводы: Игрим – Серов; Медвежье – Нарым – Пермь; Уренгой – Пунга – Ухта «Сияние Севера»; Уренгой – Тюмень – Челябинск; Уренгой – Помары – Ужгород. Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным.
Классификация городов по численности населения: более 1 млн. Формированию Чебоксарского промышленного узла в Чувашской Республике строительство Чебоксарской ГЭС, тракторного завода и химического комбината с сопутствующими производствами. Рассмотрите производственную и территориальную структуру топливно-энергетического комплекса Тимано-Печорского ТПК в республике Коми. Высокое содержание железа в рудах и другие их качества удешевляют их обогащение, а в домнах меньше расходуется кокса, сокращается расход дефицитных в районе воды и топлива, снижается себестоимость. На юге района часто бывают засухи, а северная часть увлажнена и заболочена.