Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить: • в Западной Европе – Евросоюз (ЕС); • Северной Америке – НАФТА (North American Free Trade Agreement); • Азиатско-Тихоокеанском регионе – АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) • Европейский Союз. Интеграция в Западной Европе достигла к настоящему времени наиболее высокого уровня. Из первоначального ядра, объединившего в 1957 году рынки шести стран, она переросла в глубоко интегрированный Европейский Союз, в который входят ныне 15 стран Западной Европы и который имеет тенденцию к дальнейшему расширению. С 2003 г. к ЕС присоединились еще 10 новых стран: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта.
Особенностью интеграции в Западной Европе является сравнительная однородность экономических условий и схожесть политических режимов на стартовом этапе в странах, вступивших на путь создания общего рынка, длительный исторический опыт взаимных хозяйственных связей, европейских культурных и религиозных традиций. ЕС в настоящее время – крупнейший субъект мировой торговли: его доля составляет 40% мировой торговли, причем более половины международного товарооборота приходится на взаимную торговлю в рамках этой интеграционной группировки. Примечательно также, что крупнейшими внешними партнерами ЕС по торговле являются европейские государства, не входящие в него. Все это свидетельствует о европейской направленности экономических приоритетов ЕС. На США приходится 18% экспорта из ЕС, причем основные экспортные товары, поступающие из ЕС в США – это продукция металлургии и машиностроения.
НАФТА. В 1988 году между США и Канадой было заключено соглашение о создании зоны свободной торговли. В 1994 году к нему подключилась Мексика. В отличие от Западной Европы, в Северной Америке интеграционные процессы носили до последнего времени стихийный характер и предопределялись преимущественно действием рыночных сил. Ведущая роль в процессе сращивания национальных экономических структур принадлежит здесь не государству, а корпорациям. Поначалу это была интеграция неравных партнеров, где превосходство США не только по количественным параметрам, но и по роли в мировой экономике непосредственно проявлялось в политике по отношению к Канаде. Долгое время Канада выступала в качестве ближайшего и очень удобного младшего хозяйственного партнёра США. Приток американского капитала, конечно, оказал в свое время значительное влияние на ход развития канадской экономики, но именно это во многом последующему росту могущества канадских корпораций, которые сегодня в целом ряде областей экономики выступают как равные конкуренты с компаниями США. Таким образом, североамериканской интеграции, в отличие от ЕС, свойственна асимметричность взаимозависимости США, Канады и Мексики, обусловленная превосходящим положением США в экономике региона и одновременно слабым экономическим взаимодействием Канады и Мексики. Масштабы и теснота экономических связей между Канадой и Мексикой существенно уступают аналогичным связям обеих стран с Соединенными Штатами. Обе страны скорее являются конкурентами по привлечению из США капиталов, технологий и ноу-хау, нежели партнёрами по взаимному сотрудничеству.ЕС и НАФТА – крупнейшие очаги промышленного производства. При этом сочетание производств с высокими технологиями у наиболее развитых членов этих группировок (США – в НАФТА, Германии, Франции, Великобритании – в ЕС) с производствами среднего и даже ниже среднего уровня у других членов этих группировок создает такую конфигурацию рынков по уровню отраслей, в которой представлены многообразные возможности экономического сотрудничества с партнерами, стоящими на разных ступенях развития НТ. П.Из табл. 38 видно, что НАФТА существенно превосходит ЕС по территории и объему ВВП. Последнее обстоятельство, конечно, имеет место в основном благодаря США, многократно превосходящих своих партнеров по масштабам производства. На долю НАФТА приходится менее 20% объёма мировой торговли (при этом на долю США – 14%). Большая часть мировой торговли НАФТА направлена вовне,главными торговыми партнёрами этой группы являются ЕС, Япония и страны АТР. Поскольку интеграционные процессы в НАФТА ещё не достигли степени и глубины ЕС, постольку об этой группировке ещё рано говорить как о едином субъекте мировой экономики, каким по многим параметрам фактически уже стал ЕС. Поэтому более целесообразно сравнивать ведущие страны, входящие в эти группировки – США, Германию и Японию.
• в Западной Европе – Евросоюз (ЕС);
• Северной Америке – НАФТА (North American Free Trade Agreement);
• Азиатско-Тихоокеанском регионе – АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество)
• Европейский Союз. Интеграция в Западной Европе достигла к настоящему времени наиболее высокого уровня. Из первоначального ядра, объединившего в 1957 году рынки шести стран, она переросла в глубоко интегрированный Европейский Союз, в который входят ныне 15 стран Западной Европы и который имеет тенденцию к дальнейшему расширению. С 2003 г. к ЕС присоединились еще 10 новых стран: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта.
Особенностью интеграции в Западной Европе является сравнительная однородность экономических условий и схожесть политических режимов на стартовом этапе в странах, вступивших на путь создания общего рынка, длительный исторический опыт взаимных хозяйственных связей, европейских культурных и религиозных традиций.
ЕС в настоящее время – крупнейший субъект мировой торговли: его доля составляет 40% мировой торговли, причем более половины международного товарооборота приходится на взаимную торговлю в рамках этой интеграционной группировки. Примечательно также, что крупнейшими внешними партнерами ЕС по торговле являются европейские государства, не входящие в него. Все это свидетельствует о европейской направленности экономических приоритетов ЕС. На США приходится 18% экспорта из ЕС, причем основные экспортные товары, поступающие из ЕС в США – это продукция металлургии и машиностроения.
НАФТА. В 1988 году между США и Канадой было заключено соглашение о создании зоны свободной торговли. В 1994 году к нему
подключилась Мексика. В отличие от Западной Европы, в Северной Америке интеграционные процессы носили до последнего времени стихийный характер и предопределялись преимущественно действием рыночных сил. Ведущая роль в процессе сращивания национальных экономических структур принадлежит здесь не государству, а корпорациям. Поначалу это была интеграция неравных партнеров, где превосходство США не только по количественным параметрам, но и по роли в мировой экономике непосредственно проявлялось в политике по отношению к Канаде. Долгое время Канада выступала в качестве ближайшего и очень удобного младшего хозяйственного партнёра США. Приток американского капитала, конечно, оказал в свое время значительное влияние на ход развития канадской экономики, но именно это во многом последующему росту могущества канадских корпораций, которые сегодня в целом ряде областей экономики выступают как равные конкуренты с компаниями США.
Таким образом, североамериканской интеграции, в отличие от ЕС, свойственна асимметричность взаимозависимости США, Канады и Мексики, обусловленная превосходящим положением США в экономике региона и одновременно слабым экономическим взаимодействием Канады и Мексики. Масштабы и теснота экономических связей между Канадой и Мексикой существенно уступают аналогичным связям обеих стран с Соединенными Штатами. Обе страны скорее являются конкурентами по привлечению из США капиталов, технологий и ноу-хау, нежели партнёрами по взаимному сотрудничеству.ЕС и НАФТА – крупнейшие очаги промышленного производства. При этом сочетание производств с высокими технологиями у наиболее развитых членов этих группировок (США – в НАФТА, Германии, Франции, Великобритании – в ЕС) с производствами среднего и даже ниже среднего уровня у других членов этих группировок создает такую конфигурацию рынков по уровню отраслей, в которой представлены многообразные возможности экономического сотрудничества с партнерами, стоящими на разных ступенях развития НТ. П.Из табл. 38 видно, что НАФТА существенно превосходит ЕС по территории и объему ВВП. Последнее обстоятельство, конечно, имеет место в основном благодаря США, многократно превосходящих своих партнеров по масштабам производства. На долю НАФТА приходится менее 20% объёма мировой торговли (при этом на долю США – 14%). Большая часть мировой торговли НАФТА направлена вовне,главными торговыми партнёрами этой группы являются ЕС, Япония и страны АТР. Поскольку интеграционные процессы в НАФТА ещё не достигли степени и глубины ЕС, постольку об этой группировке ещё рано говорить как о едином субъекте мировой экономики, каким по многим параметрам фактически уже стал ЕС. Поэтому более целесообразно сравнивать ведущие страны, входящие в эти группировки – США, Германию и Японию.