Співставте форми рельєфу і процеси, які їх створили: 1) балка. А) вивітрювання 2) зсув. Б) льодовик 3) морена. В) текучі води 4) бархани. Г) вітер Д) підземні води
Основные типы растительности нашей страны включают растительность арктических пустынь, тундр, лесов, степей и пустынь. В Арктических пустынях растительность не образует сплошного покрова, отдельными пятнами расположены лишайники на оголенных участках. В тундре, как известно, суровые климатические условия выражены низкими температурами, большой заболоченностью территорий, сильными ветрами и многолетней мерзлотой. Поэтому там преобладают мхи, лишайники, низкорослые кустарники. Типичными представителями тундровой растительности являются лишайники, зеленые мхи, брусника, полярный мак, полярная ива, карликовая береза. В умеренном поясе России распространена лесная растительность, представленная темно – хвойными лесами из ели и пихты на севере, таежными лесами в Сибири, смешанными лесами в средней полосе и широколиственными лесами в южных районах этой зоны. В степи распространен ковыль, типчак, тонконог- они хорошо переносят недостаток влаги в почве. В полупустынях и пустынях умеренного пояса преобладают различные виды полыней и солянок.
Одной из важнейших проблем, волнующих человечество, является проблема взаимодействия человека и природы. Формированием личности с экологическим типом мышления и поведения заняты учителя начальных классов, биологии, географии, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, классные руководители, старшие вожатые и другие педагоги.В начальном звене закладываются основы всестороннего развития ребенка, ведется работа по укреплению здоровья школьников, формируются основы экологического, нравственного и эстетического воспитания.Содержание программ предметов естественного цикла представляет широкие возможности для экологического воспитания школьников.Общение школьников с природой на экскурсиях, выполнение опытов, проведение фенологических наблюдений, внеурочная и внеклассная работа по выращиванию растений на учебно-опытных участках развивают у учащихся чувство прекрасного, формируют ответственное отношение к природе, вырабатывают практические навыки по охране окружающей среды, а в целом учащиеся получают возможность осознать место и роль человека в биосфере.В ряде школ данная работа приобретает целенаправленный, системный природоохранный характер.За последние годы в Хохловской, Соловьвской, Сушановской, Лобановской, Воробьевской, Истопской, Вишневской, Каменскохуторской. Лакомобудской, Митьковской, Новоюрковичской, Староюрковичской, Чернооковской и других школах активизировалась работа на пришкольных учебно-опытных участках. В большинстве сельских школ заложены следующие отделы: овощной, полевой, плодово-ягодный, питомники, коллекционные и лекарственные. Проведена большая работа по выращиванию сельскохозяйственной продукции для питания школьников.Учащиеся выращивают рассаду томатов, капусты, цветов, ведут сортоиспытания картофеля, томатов, капусты, моркови и др. культур. Прививают дыню на тыкву, выращивают кустарники и плодовые деревья, изучают интенсивные технологии выращивания картофеля, позволяющие менять их площади на протяжении 6-10 лет.Благоустроены и озеленены школьные территории, цветники изобилуют разными красками с весны до осени. Школьный участок - место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, так как изучают взаимодействие растений между собой и окружающей средой.Учебно-опытному участку Соловьевской основной общеобразовательной школы (заведующая учебно-опытным участком Е.А. Таранухина) присуждено первое место в областном конкурсе учебно-опытных участков среди основных школ, а Сушановской основной общеобразовательной школе (заведующая учебно-опытным участком В.И. Телешко) - третье место.На протяжении ряда лет в районе проводятся различные эколого-биологические конкурсы, смотры, выставки, мероприятия ("Моя малая Родина", "Созвездие", "Малым рекам - чистоту и полноводье").Районная выставка "Юннат-2003" произвела большое впечатление на климовчан.Заслуживает внимания исследовательская работа по мониторингу окружающей среды учащихся Могилевецкой основной общеобразовательной школы под руководством учителя географии И. Н. Лебедько, Староюрковичской средней школы (учитель Е.Ю. Прокопенко), кружка ЦРТДиЮ (руководитель О.В. Сусоколова). Работы учащихся названных школ стали лауреатами не только районного, но и областных конкурсов.Задача педагога воспитать в ребёнке желание и умение защитить всё живое на Земле, дать возможность каждому ученику испытать радостное чувство своей причастности к охране природы...