Тема: «составление описания природного комплекса своей местности». цели работы; дать учащимся навыки наблюдений за отдельными компонентами природы и умения их описывать; усвоить понятия «компоненты природы» и «природный комплекс» ход работы: 1 изучение реки : обь a) происхождение названия; б) направление течения реки ( север, юг, запад, восток) в) по карте алтайского края установите исток и устье реки; г) определить характер и извилистость русла, размыв берегов, отложений водой пород и образование отмелей. сделать вывод о зависимости направления и характере течения реки от рельефа. e) определить особенности прибрежной растительности и влияние водного характера питания на рост и развитие растительных сообществ; ж) использование вод реки местными жителями. 4. определение антропогенного влияния деятельности человека на природный комплекс реки обь a) как используется человеком. б) на сколько правильно, бережно относится человек к природному комплексу. b) что надо сделать, чтобы улучшить природные условия и сохранить природный комплекс реки обь.
итак, одними из важнейших проблем антропогенных воздействий на живую природу на уровне биогеоценозов следует считать:
изменение видового состава сообществ при внедрении новых видов или исчезновении ранее обитавших;
антропогенное воздействие на продуктивность и биомассу, рост потребления биомассы человеком при соответствующем снижении доли естественных консументов;
падение устойчивости экосистем и биогеоценозов вследствие изменения видовой структуры сообщества, деформации пищевой пирамиды, ломки сигнальных связей в биоценозе;
необратимость антропогенных изменений многих экосистем и биогеоценозов и исчезновение некоторых типов экосистем и биогеоценозов.
человечество является частью биосферы, продуктом ее эволюции. ход изменений связей между природой и человеком приводит к одновременным переменам в природе и формах хозяйства. формы хозяйства, меняясь вследствие затруднений, происходящих от перемен в природе, в свою очередь вызывают цепные реакции в природе. постоянная обратная связь получила название закона обратной связи взаимодействия человек-биосфера (п. дансеро, 1957).
несколько позже б. коммонер (1974) выдвинул ряд положений, которые сегодня называют «законами» экологии:
1. «все связано со всем» – отражает существование сложнейшей сети взаимодействий в экосфере. он предостерегает человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем, что может к непредвиденным последствиям.
2. «все должно куда-то деваться» вытекает из закона сохранения материи. он позволяет по-новому рассматривать проблему отходов материального производства. огромные количества веществ извлечены из земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде без учета того факта, что «все должно куда-то деваться». и как результат большие количества веществ зачастую накапливаются там, где в природе их не должно быть.
3. «природа знает лучше» исходит из тог.