Тема урока: Расселение людей.
1. Установите соответствие между понятиями и их определениями.
а) Компактно застроенный участок местности А) Расселение
со всеми необходимыми постройками для
жизни и хозяйственной деятельности населения.
б) Проникновение населения на новые земли и Б) Заселение
их хозяйственное освоение.
в) Совокупность населённых пунктов на определённой В) Поселение
территории, образующая характерный рисунок размещения
ответ: а - ___; б - ___; в - ___
2. Пользуясь данными таблицы, составьте диаграмму, отражающую изменения во времени соотношения городского и сельского населения России.
Год
1917 1946 1976 1996
Доля городского населения (%) 17 40 68 73
1917 1946 1976 1996
3. Сделайте вывод об изменениях, произошедших в соотношении городского и сельского населения России и их причинах.
4. Выпишете определение понятий:
Город -
Урбанизация -
Городская агломерация -
5. Практическая работа. Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории.
Зона очагового расселения – отдельные населённые пункты и их группы разбросаны островками на необъятных тундры и тайги.
Зона сплошного расселения – многочисленные населённые пункты расположены близко друг к другу.
Задания.
1) Проанализировав рис. 211 на стр. 308-309 уч-ка, сделайте вывод о том, какие районы можно отнести к зоне очагового расселения, а какие к зоне сплошного расселения и почему.
Зона расселения Районы Причины
Зона очагового расселения
Зона сплошного расселения
2) Проанализировав таблицу, определите районы России с самым высоким и самым маленьким показателем численности городского населения. Объясните, почему именно эти районы имеют такие показатели.
Район Городское население (%)
Северный 77
Северо-Западный 86
Центральный 84
Центрально-Чернозёмный 63
Поволжский 74
Северо-Кавказский 54
Уральский 74
Самый маленький показатель -
Самый высокий показатель -
Вывод: