Общая черта Уральского и Поволжского районов — это выгодное положение на границе двух экономических зон. Через них проходит множество транспортных путей, огромные потоки грузов в обе стороны.
Природные ресурсы обоих районов богаты, но сильно различаются. В Поволжье главное богатство — нефть и газ, водные и рыбные ресурсы Волги. На Урале главное богатство — руды различных металлов, каменные соли. На Урале ощущается сильная нехватка воды для промышленности.
Именно разные природные условия и ресурсы обусловили различия в хозяйстве. В Поволжском районе река Волга, а в Уральском — Уральские горы оказали большое влияние на хозяйство.
В Поволжье вдоль Волги селились люди, росли города. С рекой связаны многие отрасли хозяйства — речной транспорт и судостроение, рыбная промышленность; деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (для которых по Волге сплавляли лес); гидроэнергетика, мелиоративное хозяйство.
До революции Поволжье специализировалось на производстве сельскохозяйственной продукции, добыче рыбы. В советское время после постройки каскада ГЭС и открытия запасов нефти в Татарии и Самарской области отраслями специализации стали нефтегазовая промышленность и электроэнергетика. Выгодное транспортное положение, близость металлургической базы Урала, обеспеченность трудовыми ресурсами сделали отраслью специализации машиностроение: точное, станкостроение, автомобилестроение (ВАЗ, КамАЗ), тракторостроение. Очень благоприятные условия сложились для нефтехимии. Осталась специализация на рыбной и пищевой промышленности, сельском хозяйстве (зерновые, бахчевые, овцеводство).
На Урале положение хребтов определило размещение населения, а находящиеся в его недрах руды металлов, каменная соль, лес определили отрасли его специализации — черная и цветная металлургия, химическая, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. На базе металлургии сформировался важнейший район тяжелого машиностроения. Все эти отрасли развиваются в крупных промышленных узлах: Свердловском, Челябинском, Нижнетагильском.
Высокая концентрация производства вызвала острые экологические проблемы и на Урале, и в Поволжье. Главными загрязнителями атмосферы и вод являются химия и металлургия, плотины ГЭС сильно изменили природу. Загрязнение рек, истощение их водных ресурсов вызвало ухудшение экологической ситуации на Каспии.
В 1498 г. португальский мореплаватель Васко да Гама, завершая открытие морского пути в Индию, обогнул Южную Африку вдоль восточного побережья материка, впервые из европейцев пересек Индийский океан и достиг берегов Индостана. Так был открыт морской путь в Индию и определены очертания материка на юге. С XVI в. европейские работорговцы начали вывозить из Африки рабов в Америку. Они знали лишь отдельные места на западном побережье — известные невольничьи рынки, где можно было за стеклянные бусы и другие безделушки покупать рабов.
Исследовать внутренние районы Африки европейцы начали только в конце XIX в., когда быстро развивающимся странам Европы потребовались земли, где можно было добывать дешевое промышленное сырье и выгодно сбывать готовые товары. В середине XIX в. несколько путешествий в глубь континента совершил известный английский исследователь Давид Ливингстон. Он пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней большой красивый водопад, названный им Виктория, дал описание верхнего течения реки Конго (Заир), озера Ньяса и др. Он очень хотел найти истоки Нила — великой африканской реки, однако смерть помешала ему осуществить этот замысел.
Общая черта Уральского и Поволжского районов — это выгодное положение на границе двух экономических зон. Через них проходит множество транспортных путей, огромные потоки грузов в обе стороны.
Природные ресурсы обоих районов богаты, но сильно различаются. В Поволжье главное богатство — нефть и газ, водные и рыбные ресурсы Волги. На Урале главное богатство — руды различных металлов, каменные соли. На Урале ощущается сильная нехватка воды для промышленности.
Именно разные природные условия и ресурсы обусловили различия в хозяйстве. В Поволжском районе река Волга, а в Уральском — Уральские горы оказали большое влияние на хозяйство.
В Поволжье вдоль Волги селились люди, росли города. С рекой связаны многие отрасли хозяйства — речной транспорт и судостроение, рыбная промышленность; деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (для которых по Волге сплавляли лес); гидроэнергетика, мелиоративное хозяйство.
До революции Поволжье специализировалось на производстве сельскохозяйственной продукции, добыче рыбы. В советское время после постройки каскада ГЭС и открытия запасов нефти в Татарии и Самарской области отраслями специализации стали нефтегазовая промышленность и электроэнергетика. Выгодное транспортное положение, близость металлургической базы Урала, обеспеченность трудовыми ресурсами сделали отраслью специализации машиностроение: точное, станкостроение, автомобилестроение (ВАЗ, КамАЗ), тракторостроение. Очень благоприятные условия сложились для нефтехимии. Осталась специализация на рыбной и пищевой промышленности, сельском хозяйстве (зерновые, бахчевые, овцеводство).
На Урале положение хребтов определило размещение населения, а находящиеся в его недрах руды металлов, каменная соль, лес определили отрасли его специализации — черная и цветная металлургия, химическая, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. На базе металлургии сформировался важнейший район тяжелого машиностроения. Все эти отрасли развиваются в крупных промышленных узлах: Свердловском, Челябинском, Нижнетагильском.
Высокая концентрация производства вызвала острые экологические проблемы и на Урале, и в Поволжье. Главными загрязнителями атмосферы и вод являются химия и металлургия, плотины ГЭС сильно изменили природу. Загрязнение рек, истощение их водных ресурсов вызвало ухудшение экологической ситуации на Каспии.
В 1498 г. португальский мореплаватель Васко да Гама, завершая открытие морского пути в Индию, обогнул Южную Африку вдоль восточного побережья материка, впервые из европейцев пересек Индийский океан и достиг берегов Индостана. Так был открыт морской путь в Индию и определены очертания материка на юге. С XVI в. европейские работорговцы начали вывозить из Африки рабов в Америку. Они знали лишь отдельные места на западном побережье — известные невольничьи рынки, где можно было за стеклянные бусы и другие безделушки покупать рабов.
Исследовать внутренние районы Африки европейцы начали только в конце XIX в., когда быстро развивающимся странам Европы потребовались земли, где можно было добывать дешевое промышленное сырье и выгодно сбывать готовые товары. В середине XIX в. несколько путешествий в глубь континента совершил известный английский исследователь Давид Ливингстон. Он пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней большой красивый водопад, названный им Виктория, дал описание верхнего течения реки Конго (Заир), озера Ньяса и др. Он очень хотел найти истоки Нила — великой африканской реки, однако смерть помешала ему осуществить этот замысел.