В1. По какому принципу образован ряд:
1)Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия –
2)Афанасий Никитин, Христофор Колумб, Васко да Гама, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев –
3)Возвышенности, низменности, плоскогорья –
4)Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера –
В2.Восстановите цепочку причинно-следственных связей
1) возникновение ветра происходит из-за
2) разница в давлении происходит из-за
3) разница в нагревании различных участков земной поверхности из-за
В3.Расположите материки в порядке возрастания их площади
1)Африка 2)Австралия 3)Евразия 4)Южная Америка
В4.Заполните пропуск:
1)Все широты отсчитывают от к
2)Все долготы отсчитывают по направлению от ___ ___ к меридиану
3)Процесс разрушения и изменения горных пород на поверхности суши под воздействием атмосферного воздуха, солнечных лучей и жизнедеятельности живых организмов называют
4)Географическая оболочка – это целостная и непрерывная оболочка Земли, в которой соприкасаются и взаимодействуют нижние слои ___, ___, ___ и верхние слои ___
В5. Установите соответствие:
Понятие Объяснение
1.Масштаб А. Уменьшенное и обобщённое изображение земной поверхности на плоскости.
2.Географическая карта Б. Угол между направлением на север и направлением на объект, отсчитываемый по часовой стрелке от 0 до 360 .
3.Азимут В. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность.
4.Атмосферное давление Г. Число, показывающее во сколько раз расстояние на карте или плане, уменьшено по отношению к местности.
В6.Переведите численные масштабы в именованные:
1)1:500 2)1:10 000 3)1:250 000 4)1:1 000 000
В7.Определите, какие из географических объектов имеют координаты 1)2 ю.ш. 78 з.д. 2)28 с.ш. 77 в.д. 3)13 ю.ш. 26 в.д. 4)38 с.ш. 77 з.д.
3. Задания части С. – для тех, кто хочет получить за год «5».
С1.Определите по краткому описанию страну.
Географическое положение этой страны своеобразно. Она омывается водами нескольких океанов. В июле в этой стране самый разгар зимы. На материке, на котором находится эта страна, нет действующих вулканов, здесь не происходят землетрясения. Вдоль Восточного побережья протянулись невысокие горы. Одно из характерных черт природы является широкое рас пустынь. Столица – не самый крупный её город.
С2. Дайте развёрнутый ответ на во Каким образом нагревается воздух? Почему с увеличением высоты температура понижается, ведь, удаляясь от Земли, мы приближаемся к Солнцу, а Солнце – источник тепла
полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет
или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла,
и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину,
реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с
вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибережным лесам ярко
отсветиться в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к
водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым
своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В
середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого
неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! ему
нет равной реки в мире. Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда все
засыпает - и человек, и зверь, и птица; а бог один величаво озирает небо и
землю и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звезды. Звезды горят и
светят над миром и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в
темном лоне своем. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе. Черный
лес, унизанный спящими воронами, и древле разломанные горы, свесясь, силятся
закрыть его хотя длинною тенью своею, - напрасно! Нет ничего в мире, что бы
могло прикрыть Днепр. Синий, синий, ходит он плавным разливом и середь ночи,
как середь дня; виден за столько вдаль, за сколько видеть может человечье
око. Нежась и прижимаясь ближе к берегам от ночного холода, дает он по себе
серебряную струю; и она вспыхиваете будто полоса дамасской сабли; а он,
синий, снова заснул. Чуден и тогда Днепр, и нет реки, равной ему в мире!
Когда же пойдут горами по небу синие тучи, черный лес шатается до корня,
дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир -
страшен тогда Днепр! Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и
стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали. Так убивается старая
мать козака, выпровожая своего сына в войско. Разгульный и бодрый, едет он
на вороном коне, подбоченившись и молодецки заломив шапку; а она, рыдая,
бежит за ним, хватает его за стремя, ловит удила, и ломает над ним руки, и
заливается горючими слезами"
Н.В. Гоголь "Страшная месть"
Еще древние люди стали накапливать знания об окружающем их мире. С развитием человечества этих знаний становилось все больше, и постепенно начали формироваться различные науки.
Одни из них изучают природу вокруг нас, другие – жизнь людей, культуру, духовный мир.
В древности окружающую природу называли естеством, именно поэтому все науки о природе сейчас называют естественными. Они изучают тела, вещества и явления.
Вещества – это то, из чего состоят тела, живые или неживые.
Явление – это то, что происходит в окружающей среде, те процессы, которые происходят внутри организма. Например, к явлениям природы мы относим рассвет, закат, смену дня и ночи.
Естественных наук существует достаточно много.
2. Астрономия
Астрономия – наука, которая изучает небесные тела, их движение, расположение, строение. Мир небесных тел кажется нам самым непознанным, заманчивым и, наверное, каждый из нас, вглядываясь в звездное небо, ощущал себя частичкой Вселенной. Ученые-астрономы не могут производить различные опыты и эксперименты, поэтому все знания они получают путем наблюдений. Для этого им требуются регулярность, внимательность, наблюдательность, точность. Астрономы открыли многие тайны Вселенной, но остается всё еще много непознанного.
3. Физика
Физика – естественная наука, которая изучает многие природные явления. Например, что происходит с телами при нагревании и охлаждении, что такое гром и молния. Без знаний физики не обходится ни одно техническое средство. Так, без знаний физики невозможно создать ни компьютер, ни телевизор, ни автомобиль.
4. Химия
Химия-Точное происхождение этого слова неизвестно. Химия изучает различные вещества, такие как кислород, водород, азот и многие другие. А мы с вами уже знаем, что из веществ состоят различные тела, как живые, так и неживые. Как наука химия сформировалась около 400 лет назад, хотя ее корни уходят в глубокую древность. На сегодняшний день существует более 10 млн. различных химических соединений, каждое из которых обладает уникальными свойствами. Но постоянно появляются все новые вещества.
5. Геология
Геология-наука, которая исследует историческое развитие Земли по различным горным породам, а также исследует те процессы, которые происходят на поверхности Земли или в ее недрах. Некоторые процесс происходят бурно, например, извержение вулканов, другие же происходят медленно, например движение материков, образование гор, равнин. Поэтому зачатую геологи используют данные, накопленные годами, столетиями.
6. География
География – наука, которая описывает нашу планету
Ученые составляют карты, на которых указывают материки, а на них – горы, равнины, низменности, реки и озера, населенные пункты, города, страны.
Изучение живых существ занимается наука биология. Термин «биология» был введен в 1802 году, независимо двумя учеными, Ламарком и Тревиранусом.
7. Биология
Биология изучает все царства живого: бактерии, растения, животные, простейшие, грибы. И мы с вами являемся частью этого огромного биологического мира. Биология – комплексная наука, и состоит из множества поднаук.
8. Экология
Экология как наука сформировалась достаточно недавно. В буквальном смысле "экология" означает "учение о доме". Действительно, наша планета – это наш общий дом, общий дом для всех живых организмов. Но живые организмы существуют не изолированно друг от друга. Они взаимодействуют между собой и с факторами неживой природы. Все эти закономерности исследует экология. На сегодняшний день существует множество экологических проблем, это и загрязнение атмосферы, литосферы, гидросферы и многие другие.