Визначте, до яких типів міграції належать такі випадки: 1. Шестикласника Андрія відвезли на літні канікули до бабусі в Закарпатську область.
2. Родина Гройсманів у повному складі переселяється на постійне проживання до Ізраїлю.
3. Практично щодня протягом двадцяти років Іван Олексан-дрович їздить на електричці «Харків — Зміїв», оскільки працює на харківському заводі «Авторучка», а живе в селі Андріївка.
4. Молоде подружжя Юрій та Наталка вересень провели на одному з курортів Іспанії.
5. Після аварії на Чорнобильській АЕС родину Валентини Ми-колаївни відселили з 30-кілометрової зони відчуження до Миколаївської області.
6. Сім’я Ігоря живе в Донбасі. Щоб підтримати її матеріально, Ігор їздить на вахту до Західного Сибіру добувати нафту. Три місяці він працює, місяць проводить з родиною.
7. Професор Сергєєв одержав за читати лекції на хіміч-ному факультеті Кембрідзського університету й одночасно працювати в лабораторії над створенням нового лікарського препарату.
8. Родина Іннеси як родина біженців-вірмен з Баку (Азербай-джан) оселилася в нашому місті після 1991 року, коли в Баку почалося національне протистояння.
9. Галина Семенівна зібрала бригаду пенсіонерок, і кожного літа вони їздять на прополювання і збирання цукрових буряків до Вінницької області.
I Организационный момент - проверка готовности к уроку.II. Изучение нового материала.1. Разнообразие природных ресурсов Русской равнины. Причины разнообразия.Природные ресурсы - это компоненты природы, которые в данное время используются человеком.Длительная геологическая история древней платформы, лежащей в основании равнины, предопределила богатство равнины различными полезными ископаемыми.
Природные ресурсы
Агроклиматические ресурсы
Водные природные ресурсы
Рекреационные природные ресурсы
Почвенные ресурсы
Минеральные природные ресурсы
Биологические ресурсы
Где и почему размещены.- Минеральные природные ресурсы:-Железные руды КМА,-уголь (Подмосковье, Печора),-нефть (Урал, Печора, Прикаспийская низменность),- горючие сланцы (Ленинградская область, Самара),-бурые железняки (Липецк),-бокситы (Тихвин),-аппатиты, нефелины ( Кольский п-ов),- поваренная соль (О. Эльтон, Баскунчак),-алмазы (Архангельск),-фосфориты (Поволжье, Подмосковье)- Водные природные ресурсы.Наиболее хорошо обеспечены северо-западные и центральные районы Русской равнины.В ходе работы учащиеся на контурной карте указывают географию размещения минеральных и водных ресурсов (подписывают названия месторождений, крупных рек и озер).
Агроклиматические природные ресурсы.Сообщение учащегося (опережающее задание).Большая часть равнины получает достаточно тепла и влаги для возделывания многих сельскохозяйственных культур:- на севере лесной зоны - "лен - долгунец", "рожь", "овес".- в средней полосе - "пшеница", "кукуруза", "сахарная свёкла", "подсолнечник".- на юге - "садоводство" и "бахчеводство".Лесные природные ресурсы. Представлены лесами, богатыми ценной древесиной:- тайга, смешанные леса - пушной зверь, грибы, ягоды.
Рекреационные природные ресурсы.Этот вид природных ресурсов имеет большой потенциал. Это живописные ландшафты для отдыха и лечения:-Карелия;- Кижи;- Соловецкие острова;-Остров Валаам;- Валдай;- Озера Селигер, Ильмень;- "Золотое кольцо России";- Река Волга с Жигулями и Астраханской дельтой.2 Охрана природных ресурсов.Интенсивное многовековое освоение территории равнины привело к тому, что в настоящее время естественные ландшафты ее центральных и южных районов сильно изменены. Леса вырублены, степи распаханы, при добыче полезных ископаемых образовались карьеры и отвалы "Лунный ландшафт".В настоящее время все активнее ведутся работы по рекультивации земель. Близ крупных городов Русской равнины проводится работа по улучшению культурного ландшафта, уделяется внимание мероприятиям по очистке вод, воздуха от промышленных выбросов.
IV Закрепление.Ребята в группах выполняют задания. (См. приложение 1).
V Домашнее задание. Подготовить сообщение о рациональном и нерациональном использовании ПР Русской равнины. По желанию творческие задания (СМ. приложение 2), результаты работы могут быть представлены в форме презентации.Повторить параграфы 28,29
Приложение 1Задания для группы.1 группа.1. Решите проблему использования почв.2. Отрицательные последствия распашки земель (пыльные бури, овраги).3. Пути решения проблемы - милиорация.
2 группа.1. Предложите пути рационального использования полезных ископаемых.
3 группа.1. Решите проблему рационального использования гидроэнергетических и лесных ресурсов.