Задание 1. На основе анализа физической и тематических карт Казахстана нужно обосно- вать степень сохранения территориальных при- родных комплексов (ТПК) в своей местности.Практическую работу
РЕЛЬЕФ, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ Преобладающая часть территории Новосибирской области расположена на Западно-Сибирской равнине, поэтому её поверхность в основном равнинна. Долина реки Обь делит территорию области на правобережье и левобережье. Левобережье - это низменная Барабинская равнина и Кулундинская степь, средняя высота которой 120 метров над уровнем моря. Характерной особенностью левобережной равнины являются гривы – продолговатые возвышенности с пологими склонами. Гривы тянутся параллельно друг другу с юго-запада на северо-восток, их высота составляет от двух до десяти метров. Гривы – это бывшие водоразделы древних рек, образовавшиеся при таянии ледника тысячи лет назад. Правобережье представлено Приобской предгорной равниной с абсолютными высотами 200-300 метров. На общем фоне выделяются Буготакские сопки. Это группа холмов вытянута с северо-востока на юго-запад. К юго-востоку от Буготакских сопок местность заметно повышается и переходит в предгорья Салаирского кряжа (Маслянинский район). Наивысшая точка Салаира в Новосибирской области – Пихтовый Гребет (494,2 м). С высоты полукилометра над уровнем моря открывается чудесная панорама окрестностей.На территории области расположен Горловский угольный бассейн с разведанными запасами антрацитов около 800 млн.т., а прогнозные ресурсы – более 5 млрд.т. Это уникальная сырьевая база для электродной промышленности, чёрной и цветной металлургии. Эксплуатируется также Завьяловское месторождение с запасами угля более 50 млн.т. На северо-западе области открыто 7 месторождений нефти (Верх-Тарское, Малоичское, Восточно-Межовское и др.) с извлекаемыми запасами около 40 млн.т и одно газоконденсатное. Крупными ресурсами сырья являются также торфяные месторождения на севере области с суммарными запасами около 1 млрд.т., а прогнозные запасы – более 7 млрд.т. Учтено 24 россыпных и 1 рудное месторождение золота на юго-востоке области. Эксплуатация Егорьевского месторождения ведётся уже более 150 лет, ежегодная добыча в последнее десятилетие составляет 100-170 кг. В восточной части области добывается мрамор (Петенёвское месторождение). В 1995 г. открыто Ордынское россыпное месторождение циркония и титана в 10 км к западу от Новосибирского водохранилища. Вовлечены в оборот также огнеупорные глины, цементное сырье, облицовочные мраморы. Имеется достаточная сырьевая база большинства общераспространённых полезных ископаемых (песок, глина, щебень) для удовлетворения собственных нужд. Представляют ценность подземные воды области: минерализованные (для лечебных целей) и термальные (для отопления). В солёных озёрах юго-запада добывают поваренную соль, соду. Некоторые солёные озёра содержат лечебную грязь, применяемую в медицине. На горько-солёном озере Карачи, например, действует известный в стране курорт "Озеро Карачинское".
Волгоградская область занимает отчасти окраинное положение в стране, т. к. с востока широким фронтом открывается к суверенному государству Казахстан (хотя и дружественному России) , граница проходит субмеридионально (470 в. д. ) с Западно-Казахстанской областью (административный центр город Атырау) . Область несколько удалена от Центрального региона России – расстояние до Москвы – 1 073 км, но, при этом, частично (Правобережной частью) входит в основную зону расселения. С точки зрения соседского положения важно определить соседей 1-го и 2-го порядков в региональном разрезе, отсюда вытекают выгоды соседского положения, обеспечивающие прямую и налаженную связь как с Западом (через Украину) , так и с Центром (через Центрально-Чернозёмный район) , и даже со Средней Азией и Сибирью (через Оренбургскую область и Казахстан) . Кроме того, выгодно и положение региона на крупной водной магистрали – р. Волге, обеспечивающей связь как с районами России и другими государствами в Каспийском бассейне, так и с Центром, Уралом и Северо-Западом. При этом отмечается не очень выгодное положение области по отношению к главным экономическим центрам страны – опять-таки удалённость от Москвы и, тем более, от Санкт-Петербурга. Но при этом важна относительная близость по отношению к экономическим центрам «второго» порядка – Нижнему Новгороду, Самаре, Ростову-на-Дону. С точки зрения транспортно-географического положения оно является относительно выгодным за счёт Волги в первую очередь и Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина, обеспечивающих выход в Чёрное, Азовское, Каспийское, Белое, Балтийское моря. Волгоград – важный железнодорожный узел – от него отходят железнодорожные магистрали на Ростов-на-Дону (Волгоград – Морозовская – Лихая) , Краснодар (Волгоград – Котельниково – Куберле – Тихорецкая) , Астрахань (Волгоград – Ахтуба – Верхний Баскунчак) , Москву (Волгоград – Поворино – Оборона – Грязи-Волгоградские) и рокадная железная дорога (Волгоград – Иловля – Петров Вал – Саратов – Сызрань – Ульяновск – Свияжск) . Кроме того, от станции Петров Вал отходит крупная ветка на Балашов – Тамбов – Мичуринск. Через область проходит федеральная автотрасса «Каспий» Москва – Астрахань, кроме неё большое значение имеют автодороги Волгоград – Морозовск – Каменск-Шахтинский, Волгоград – Саратов – Сызрань. Выделяя в понятии ЭГП макро-, мезо- и микроположение, можно отметить, что положение Волгоградской области в пределах самой Российской Федерации относительно выгодное, т. к. частично входит в осевую зону расселения, имеет удобные пути сообщения с Центром и некоторыми ресурсными базами (Донбасс) , но, при этом, не имеет магистральных путей, связывающих Центр с прочими районами страны (за исключением Волги) . С точки зрения мезоположения, оно опять-таки относительно выгодное, т. к. относительно экономического района, либо федерального округа, область всё равно расположена на их окраинах. Относительно же соседних областей и республик (микроположение) , ЭГП области выгодное, в первую очередь, за счёт Волги и судоходного Волго-Донского канала, соединяющего Волгу с Доном.
С точки зрения соседского положения важно определить соседей 1-го и 2-го порядков в региональном разрезе, отсюда вытекают выгоды соседского положения, обеспечивающие прямую и налаженную связь как с Западом (через Украину) , так и с Центром (через Центрально-Чернозёмный район) , и даже со Средней Азией и Сибирью (через Оренбургскую область и Казахстан) . Кроме того, выгодно и положение региона на крупной водной магистрали – р. Волге, обеспечивающей связь как с районами России и другими государствами в Каспийском бассейне, так и с Центром, Уралом и Северо-Западом.
При этом отмечается не очень выгодное положение области по отношению к главным экономическим центрам страны – опять-таки удалённость от Москвы и, тем более, от Санкт-Петербурга. Но при этом важна относительная близость по отношению к экономическим центрам «второго» порядка – Нижнему Новгороду, Самаре, Ростову-на-Дону.
С точки зрения транспортно-географического положения оно является относительно выгодным за счёт Волги в первую очередь и Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина, обеспечивающих выход в Чёрное, Азовское, Каспийское, Белое, Балтийское моря.
Волгоград – важный железнодорожный узел – от него отходят железнодорожные магистрали на Ростов-на-Дону (Волгоград – Морозовская – Лихая) , Краснодар (Волгоград – Котельниково – Куберле – Тихорецкая) , Астрахань (Волгоград – Ахтуба – Верхний Баскунчак) , Москву (Волгоград – Поворино – Оборона – Грязи-Волгоградские) и рокадная железная дорога (Волгоград – Иловля – Петров Вал – Саратов – Сызрань – Ульяновск – Свияжск) . Кроме того, от станции Петров Вал отходит крупная ветка на Балашов – Тамбов – Мичуринск. Через область проходит федеральная автотрасса «Каспий» Москва – Астрахань, кроме неё большое значение имеют автодороги Волгоград – Морозовск – Каменск-Шахтинский, Волгоград – Саратов – Сызрань. Выделяя в понятии ЭГП макро-, мезо- и микроположение, можно отметить, что положение Волгоградской области в пределах самой Российской Федерации относительно выгодное, т. к. частично входит в осевую зону расселения, имеет удобные пути сообщения с Центром и некоторыми ресурсными базами (Донбасс) , но, при этом, не имеет магистральных путей, связывающих Центр с прочими районами страны (за исключением Волги) . С точки зрения мезоположения, оно опять-таки относительно выгодное, т. к. относительно экономического района, либо федерального округа, область всё равно расположена на их окраинах. Относительно же соседних областей и республик (микроположение) , ЭГП области выгодное, в первую очередь, за счёт Волги и судоходного Волго-Донского канала, соединяющего Волгу с Доном.