11. Дана ретяционная база данных
19
ФИО Пол Возраст Клуб | Спорт
Панько Л.П. Жен 22 Спарта | Футбол
Арбузов А.А. | Муж
20
Динамо Лыжн
3 | Жиганова ПН 1 Жен
Ротор | Футбол
Иванов О. Г. Муж
Звезда Лыжн
Седова ол | Жен 18 Спарта Биатлон
Багаева Си Жен 23 Звезда Лыскн
Укажите номера записей, которые будут выбраны по условию:
(Спорт = "Лыжи ") и (Пол = "Жен ") или (Возраст < 20) ?
9*3*N - не может быть больше 54, т.е.
N может быть только 1 или 2. По условию х>=10 -> N=2 (N -порядок числа).
Поэтому искать нужно среди чисел от 11 до 54. Решение - число 15.
var n,m: integer;
begin
write('n = '); readln(n);
if n=2 then
begin m:=11;
repeat
if (m mod 10)*(m div 10)*3=m then
begin
writeln('число: ',m);
m:=55;
end;
m:=m+1;
until m>54;
end
else writeln('нет решения');
end.
Структура программы в Pascal
Итак, на предыдущей странице мы определились со следующими понятиями: program, integer, real, const, var, begin, end, write, writeln, read, readln. Давайте напишем программы на Паскале с их использованием. Но сначала выясним, из каких частей состоит программа на Паскале.
Любая программа на языке программирования Pascal имеет три составляющие: 1) заголовок; 2) раздел описаний; 3) тело программы.
✎ 1) Заголовок – это слово Program , после которого идет название программы латиницей и точка с запятой в конце. Название не может начинаться с цифры, не должно совпадать с зарезервированными словами (begin, end, integer и т.п.) или с названиями переменных из раздела описаний (см. ниже), а также недопустимо использование каких бы то ни было символов (‘@’, ‘%’, ‘&’ и т.п.), кроме подчеркивания. Название желательно давать со смыслом, которое отображало бы суть самой программы. Но заголовок писать не обязательно.
✎ 2) Раздел описаний – Поскольку сначала мы будем рассматривать задачи, то у нас во втором разделе будет находиться или описание констант, или переменных (см. пп. 4 и 5 статьи Введение в Pascal).
✎ 3) Тело программы – блок операторов, в котором записываются команды для выполнения. Начинается этот блок словом begin («начало»), а заканчивается словом end. («конец») с точкой в конце(пп. 6, 7 той же статьи).
Таким образом, в общем случае программа на Паскале выглядит следующим образом:
Код Pascal
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Program <название программы>;
<раздел описаний>
begin
<оператор 1>;
<оператор 2>;
. . . . . . .
<оператор N>;
end.
При решении задач ограничимся сначала целыми числами. Перед тем как начать программировать, укажем действия над числами в Паскале: «+» − сложение, «-» − вычитание, «*» − умножение, «/» − деление. Как видим, в программировании и математике элементарные действия над числами обозначаются одинаково. Решим следующую задачу:
Объяснение: