3. Три школьника, Паша, Коля и Саша, остававшиеся в классе на перемене, были вызваны к директору по поводу разбитого в это время окна в кабинете. На вопрос директора о том, кто это сделал, мальчики ответили следующее. Паша: «Яне бил окно, и Толя тоже…» Толя: «Паша не разбивал окно, это Саша разбил футбольным мячом!» Саша: «Я не делал этого, стекло разбил Паша». Стало известно, что каждый из ребят
1.
универсальный, который годится для перевода из любой системы счисления в любую. Число из исходной системы надо перевести в основную, десятичную систему
754_8 = 7*8^2+5*8^1+4*8^0 = 492_10
и затем перевести в целевую систему счисления
492/16=30 остаток от деления 12 - шестнадцатеричная цифра С
30/16=1 остаток от деления 14 - шестнадцатеричная цифра E
1/16=0 остаток от деления 1 - шестнадцатеричная цифра 1
754_8 = 492_10 = 1EC_16
- и второй попроще, основанный на том, что и восьмеричная и двоичная системы - это системы с основанием, равным степени двойки, и перевод из них в двоичную и обратно очень прост
Каждая восьмеричная цифра соответствует трём двоичным, каждая шестнадцатеричная цифра - четырём двоичным, и преобразования выполняются без арифметических действий, простой перегруппировкой бит из групп по 3 в группы по 4
754_8 = 111 101 100_2 = 1 1110 1100_2 = 1EC_16