Все модели можно разбить на два больших класса: модели предметные (материальные) и модели информационные. Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружений и др.) . Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Образные модели (рисунки, фотографии и др. ) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.) . Широко используются образные информационные модели в образовании (вспомните учебные плакаты по различным предметам) и науке, где требуется классификация объектов по их внешним признакам (в ботанике, биологии, палеонтологии и др.) . Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем) . Знаковая информационная модель может быть представлена в форме текста (например, программы на языке программирования) , формулы (например, второго закона Ньютона F=m·a), таблицы (например, периодической таблицы элементов Д. И. Менделеева) и так далее. Иногда при построении знаковых информационных моделей используются одновременно несколько различных языков. Примерами таких моделей могут служить географические карты, графики, диаграммы и пр. Во всех этих моделях используются одновременно как язык графических элементов, так и на протяжении своей истории человечество использовало различные и инструменты для создания информационных моделей. Эти постоянно совершенствовались. Так, первые информационные модели создавались в форме наскальных рисунков, в настоящее же время информационные модели обычно строятся и исследуются с использованием современных компьютерных технологий.
Объяснение:
#include <iostream>
#include <ctime>
#include <string>
using namespace std;
int main()
{
srand(time(NULL));
int N, M; // Розміри матриці
cout << "Enter n: ";
cin >> N;
cout << "Enter m: ";
cin >> M;
if (N != M) // Перевірка на не квадратну матрицю
{
cout << "n should be equal to m" << endl;
return 0;
}
int a, b; // Межі випадкових чисел масиву
cout << "Enter a: ";
cin >> a;
cout << "Enter b: ";
cin >> b;
int Width = max(to_string(a).length(), to_string(b).length()) + 1; // Ширина для cout
int** arr = new int* [N]; // Виділення пам'яті для динамічного масиву
int** result = new int* [N]; // Виділення пам'яті для динамічного масиву (результат)
for (int i = 0; i < N; i++)
{
arr[i] = new int[M];
result[i] = new int[M];
}
cout << "n = " << N << endl
<< "m = " << M << endl
<< "Interval - [" << a << ";" << b << "]" << endl << endl
<< "Our matrix: " << endl;
for (int i = 0; i < N; i++)
{
for (int j = 0; j < M; j++)
{
arr[i][j] = a + rand() % (b - a + 1);
cout.width(Width); // Щоб було красиво
cout << arr[i][j];
}
cout << endl;
}
for (int i = 0; i < N; i++)
{
for (int j = 0; j < M; j++)
{
if (j == 0 && i != N - 1)
{
result[N - 1][i + 1] = arr[i][j];
}
else if (i == N - 1 && j != 0)
{
result[j - 1][0] = arr[i][j];
}
else
{
result[i][j] = arr[i][j];
}
}
}
cout << endl << "Result matrix:" << endl;
for (int i = 0; i < N; i++)
{
for (int j = 0; j < M; j++)
{
cout.width(Width); // Щоб було красиво
cout << result[i][j];
}
cout << endl;
}
for (int i = 0; i < N; i++) // Звільнення пам'яті відведеної під динамічні масиви
{
delete[] result[i];
delete[] arr[i];
}
delete[] result;
delete[] arr;
}
Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.
Образные модели (рисунки, фотографии и др. ) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.) . Широко используются образные информационные модели в образовании (вспомните учебные плакаты по различным предметам) и науке, где требуется классификация объектов по их внешним признакам (в ботанике, биологии, палеонтологии и др.) .
Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем) . Знаковая информационная модель может быть представлена в форме текста (например, программы на языке программирования) , формулы (например, второго закона Ньютона F=m·a), таблицы (например, периодической таблицы элементов Д. И. Менделеева) и так далее.
Иногда при построении знаковых информационных моделей используются одновременно несколько различных языков. Примерами таких моделей могут служить географические карты, графики, диаграммы и пр. Во всех этих моделях используются одновременно как язык графических элементов, так и на протяжении своей истории человечество использовало различные и инструменты для создания информационных моделей. Эти постоянно совершенствовались. Так, первые информационные модели создавались в форме наскальных рисунков, в настоящее же время информационные модели обычно строятся и исследуются с использованием современных компьютерных технологий.