Двуречье. Страну, где в древности жили шумеры и акадцы обычно называют Двуречьем, потому что свои деревни и города они строили по берегам двух больших рек — Тигра и Евфрата. Теперь там находится государство Ирак.
Тепло, вода, плодородная почва и трудолюбие жителей уже в глубокой древности превратили Двуречье в цветущий сад. Шумеры и аккадцы были не только трудолюбивы, но и необыкновенно изобретательны. В их стране не было ни камня, ни металла, ни дерева — одна глина. Эти великие труженики и изобретатели научились делать из глины всё: и детские игрушки, и храмы, и дворцы, и дороги. Они даже... писали на ней.
Глиняные книги. Мы пишем или печатаем на бумаге, а шумеры и аккадцы брали глину, размешивали её с водой и разминали до тех пор, пока не получалось густое и вязкое тесто. Это глиняное тесто раскатывали тонким слоем, нарезали на ровные прямоугольники и оставляли подсохнуть. Потом на эти слегка подсохшие, но ещё влажные и мягкие глиняные прямоугольные плитки наносили письменные знаки. Самой удобной для письма оказалась тростниковая палочка с острым концом. Чтобы она не скользила по глине, ее кончик делали треугольным.
Клинопись С чего все начинают учиться письму? С написания палочек. Если понаблюдать за рукой при письме, легко заметить, что книзу нажим усиливается. На бумаге это мало заметно, а на мягкой глине треугольный конец палочки оставлял знак с утолщением. Каждый знак состоял из одной или нескольких черточек, которые выходили очень похожими на маленькие клинья. Письменность шумеров так и назвали — клинопись, а глиняные прямоугольные плитки — табличками.
Историю средневековой Японии условно можно разделить на два периода: Нара и Хэйан (VII в. — первая половина XII в. ) и эпоху сегуната (конец XII в. — середина XIX в.) . На первом этапе Япония развивалась как классическое восточное государство. Многие институты сознательно пе-реносились сюда из соседнего более могущественного в то время Китая. Японский император так же, как и китай-ский, концентрировал в своих руках верховную светскую и религиозную власть. При его дворе была аристократия — высший слой общества, выполнявший бюрократические фун-кции. Крестьяне-общинники трудились непосредственно в пользу казны государства, которое по своему усмотрению распоряжалось этими средствами. Политическая система Япония характеризовалась централизацией власти, верховной собственностью государства (в лице императора) на землю при непосредственном общинном землепользовании. Однако уже в это время происходит формирование фео-дальных отношений. В XI —XI веках окончательно утверж-дается новая форма землевладения — феодальное поместье. В 1192 г. император теряет светскую власть, уступая ее сегуну. В стране окончательно утверждается феодаль-ный порядок. Низшей хозяйственной ячейкой была общи-на. Сословие феодалов в целом делилось на крупных князей и их вассалов — рядовых самураев. Выделялась также наиболее приближенная к сегуну прослойка влиятельных самураев, имевшая большие привилегии. В дальнейшем структура японского общества стала характеризоваться делением на четыре основных разряда: торговцев, ремес-ленников, крестьян и дворян. По отношению к представи-телям низших слоев общества феодал обладал исключи-тельными правами: если поведение крестьянина казалось самураю неугодным, он имел право зарубить его тут же, без всяких разбирательств, что являлось отголоском тра-диционных восточных общественных отношений.
Тепло, вода, плодородная почва и трудолюбие жителей уже в глубокой древности превратили Двуречье в цветущий сад. Шумеры и аккадцы были не только трудолюбивы, но и необыкновенно изобретательны. В их стране не было ни камня, ни металла, ни дерева — одна глина. Эти великие труженики и изобретатели научились делать из глины всё: и детские игрушки, и храмы, и дворцы, и дороги. Они даже... писали на ней.
Глиняные книги. Мы пишем или печатаем на бумаге, а шумеры и аккадцы брали глину, размешивали её с водой и разминали до тех пор, пока не получалось густое и вязкое тесто. Это глиняное тесто раскатывали тонким слоем, нарезали на ровные прямоугольники и оставляли подсохнуть. Потом на эти слегка подсохшие, но ещё влажные и мягкие глиняные прямоугольные плитки наносили письменные знаки. Самой удобной для письма оказалась тростниковая палочка с острым концом. Чтобы она не скользила по глине, ее кончик делали треугольным.
Клинопись С чего все начинают учиться письму? С написания палочек. Если понаблюдать за рукой при письме, легко заметить, что книзу нажим усиливается. На бумаге это мало заметно, а на мягкой глине треугольный конец палочки оставлял знак с утолщением. Каждый знак состоял из одной или нескольких черточек, которые выходили очень похожими на маленькие клинья. Письменность шумеров так и назвали — клинопись, а глиняные прямоугольные плитки — табличками.
На первом этапе Япония развивалась как классическое восточное государство. Многие институты сознательно пе-реносились сюда из соседнего более могущественного в то время Китая. Японский император так же, как и китай-ский, концентрировал в своих руках верховную светскую и религиозную власть. При его дворе была аристократия — высший слой общества, выполнявший бюрократические фун-кции. Крестьяне-общинники трудились непосредственно в пользу казны государства, которое по своему усмотрению распоряжалось этими средствами. Политическая система Япония характеризовалась централизацией власти, верховной собственностью государства (в лице императора) на землю при непосредственном общинном землепользовании.
Однако уже в это время происходит формирование фео-дальных отношений. В XI —XI веках окончательно утверж-дается новая форма землевладения — феодальное поместье. В 1192 г. император теряет светскую власть, уступая ее сегуну. В стране окончательно утверждается феодаль-ный порядок. Низшей хозяйственной ячейкой была общи-на. Сословие феодалов в целом делилось на крупных князей и их вассалов — рядовых самураев. Выделялась также наиболее приближенная к сегуну прослойка влиятельных самураев, имевшая большие привилегии. В дальнейшем структура японского общества стала характеризоваться делением на четыре основных разряда: торговцев, ремес-ленников, крестьян и дворян. По отношению к представи-телям низших слоев общества феодал обладал исключи-тельными правами: если поведение крестьянина казалось самураю неугодным, он имел право зарубить его тут же, без всяких разбирательств, что являлось отголоском тра-диционных восточных общественных отношений.