1 3. Определите, о событиях в каких населённых пунктах идёт речь в отрывках из воспоминаний. Устно
сформулируйте, что объединяет эти воспоминания.
А. «Крестьяне, как евреи манны, ждали объявления Манифеста об освобождении их от крепостной зависимости.
Люди тёмные, безграмотные готовы были слушать всякого встречного, лишь бы он явился толкователем Манифеста в
крестьянскую пользу. Оно и не могло быть иначе: изогнутые мужицкие спины жаждали освежительного бальзама.
Прибавив к этому ещё всеобщую нелюбовь к полицейским чинам, которым было далеко не чуждо самое наглое
взяточничество, делается понятным, почему в медвежьем углу Пензенской губернии крестьяне не поверили
объявленному им местными властями высочайшему Манифесту, а согласились с милым их сердцу толкованием
Манифеста. Нужна была только одна искра; почва для пожара была уже давно готова. Действительно, такая искра была
брошена, и пламя сразу охватило три смежных уезда... Крестьянское движение в данной местности началось по
нежеланию понять Манифест в том смысле, в каком он был написан. Отставные солдатики-грамотеи пeрeтолковывали
его на сходах по-своему, делая своеобразные комментарии, идущие на руку мужичкам. А мужичкам только того и надо
было. Они беспрекословно слушались своих новых пророков и не доверяли местным становым приставам, разъезжавшим
по сёлам с листами Манифеста» (из воспоминаний Н.С. Худекова).
ответ:
Б. «Со дня обнародования Манифеста и до получения утверждённого Положения о крестьянах, выходящих из
крепостной зависимости, в Казанской губернии всё казалось спокойным, хотя помещики уже несколько жаловались на
ленивое производство работ крестьянами... Общая безграмотность помещичьих крестьян так велика, что людей, хорошо
читающих и понимающих смысл печатных статей, между ними, можно положительно сказать, что нет и большая часть
таких, которые едва читают по складам. Получив Положение, они сначала обратились для объяснения к помещикам,
дворовым людям, священникам и местным начальникам, но видя, что мечтаемой ими воли в Положении никто не
вычитывает, т.е. что барщина не уничтожена и земля должна оставаться во владении помещиков, они стали не доверять
образованному сословию и искали чтецов между грамотными крестьянами. Эти толкователи, получая за это от крестьян
деньги и из видов корыстолюбия, некоторые же, как можно предполагать, из ненависти противу помещиков, поняли, что
могут воспользоваться при настоящих обстоятельствах невежеством крестьян, начали делать самые нелепые толкования
Нового узаконения. Один из главных таких толкователей крестьянин Антон Петров сделался у них каким-то пророком,
возбудил даже фанатизм, увлекая крестьян своими рассказами, сообразуясь с господствующею в умах их идеею и
понятиями о воле...» (из рапорта А.С. Апраксина Александру I).
ответ:
4. В каких трёх регионах крестьянские наделы в ходе реформы 1861 г. были в наибольшей степени уменьшены
в пользу помещиков? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Бывшие земли Речи Посполитой.
2. Северное Причерноморье.
3. Северный Кавказ.
4. Среднее Поволжье.
5. Урал.
6. Чернозёмный центр.
ответ: