1. Какие главные цели ставило перед собой царское правительство, переселяя в Казахстан другие народы? 2. Когда начался первый период переселения?
3. С какой целью царское правительство переселяло в Казахстан военные казачьи части?
4. С какой целью переселялись в Казахстан уйгуры и дунгане? Какие волости были созданы? Чем можно сказать о трудовой деятельности уйгуров и дунган?
5. Как складывались отношения переселенцев и казахов между собой?
В деле общего духовного — а вместе с тем и литературного — возрождения России Ломоносов был непосредственным продолжателем Петра Великого. Своими разнообразными учеными трудами, равно как и своими поэтическими произведениями, Ломоносов дал реформам Петра живое ощутимое продолжение в области литературы и науки. Сын беломорского крестьянина-рыбака, 20-летним «болваном» кое-как попавший в учебное заведение, Ломоносов в дальнейшей своей деятельности выступает одновременно физиком, химиком, геологом, поэтом, оратором, филологом, историком и даже публицистом. Для осуществления идей Петра в Ломоносове нашлись гигантские силы.
«Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта, — писал А. С. Пушкин. — Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения, он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».