1. Какие изменения произошли в Греции в VII-VI веках до н.э.? 2. Какое преимущество города отметил Аристотель? 3. Как появились города-государства? 4. Назовите два вида полисов. Каковы их различия? 5. В чем особенность закона Драконта?
Открытия Ломоносова в области химии, физики, астрономии на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых. Он развил атомно‑молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Он выдвинул учение о свете, создал ряд оптических приборов, открыл атмосферу на планете Венера, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Известны его труды в области истории.
К началу XVII века положение Русского государства было критическим, оно находилось на краю гибели. Но освободительная война против польско-литовских захватчиков закончилось победой. Романовы были избраны на царство.
Внутреннее и внешнее положение правительства было крайне затруднительным. Административный аппарат был разрушен. Сельское хозяйство упало, посевные площади сократились, дворянские поместья и вотчины «стали в великом разорении и запустели». Не только в окраинах, но и в центральных областях было неспокойно. В центре, на севере и на юге орудовали шайки непокорных казаков, ногайские татары подходили к самой Москве. Шведы осаждали Псков, Поляки сидели в Смоленске и вновь сделали в 1618 г. последнюю попытку навязать Москве своего царя.
Первыми мероприятиями правительства было восстановить хозяйство, правительственный аппарат и организовать вооруженные силы. С этой целью пришлось наделять служилых людей новыми поместьями. Для крестьян было облегчено податное обложение введением так называемой «живущей четверти», т.е. обложение земли с учетом имеющихся наличных дворов.
Особенно плохо обстояло дело с государственными финансами. Весь XVII век проходил для русского государства под знаком финансового расстройства. Основной капитал феодального государства – государственный земельный фонд – был в значительной степени растрачен. Из-за финансовой нужды государство прибегало даже к такой мере, как распродажа государственных и дворцовых земель.
Правительство принуждено было обращаться к займам у частных лиц, у именитого купечества (Строгановых, Свешниковых, Никитниковых и др).
Тяжесть обложения сельского, посадского, городского и промышленного люда вызывала частые волнения и прямые восстания населения. Попытка перехода к косвенному обложению, например, соли в финансовом отношении ничего не дала, но вызвала (1648 г.) бунты в Москве и других городах.
Внутренняя политика первых Романовых носила характер не всегда удачных компромиссных попыток вывести государство из состояния экономической разрухи путем хотя бы некоторого облегчения экономических тягот наиболее обремененных и разоренных экономических классов – крестьянства и мелкого посадского люда.
Эти мероприятия часто шли вразрез с интересами дворянства и высшего купечества, на которых опиралось правительство. Поэтому они практически не осуществлялись или даже вскоре формально отменялись.
В классовой структуре и классовых отношениях страны во второй половине XVII века произошли изменения по сравнению с его первой половиной. С завершением образования централизованного государства и с формированием единого национального рынкагосударственная власть, опираясь на феодально-крепостническое дворянство, вынуждена была считаться и с возрастающей силой зарождающейся буржуазии, крупного капитала, крупного купечества.
Интересы этого последнего не всегда совпадали с интересами феодально-поместного класса. Поэтому в политике государства и проявляется тот двойственный ее характер, который был обусловлен его классовой структурой как государства помещиков и торговцев.
К началу XVII века положение Русского государства было критическим, оно находилось на краю гибели. Но освободительная война против польско-литовских захватчиков закончилось победой. Романовы были избраны на царство.
Внутреннее и внешнее положение правительства было крайне затруднительным. Административный аппарат был разрушен. Сельское хозяйство упало, посевные площади сократились, дворянские поместья и вотчины «стали в великом разорении и запустели». Не только в окраинах, но и в центральных областях было неспокойно. В центре, на севере и на юге орудовали шайки непокорных казаков, ногайские татары подходили к самой Москве. Шведы осаждали Псков, Поляки сидели в Смоленске и вновь сделали в 1618 г. последнюю попытку навязать Москве своего царя.
Первыми мероприятиями правительства было восстановить хозяйство, правительственный аппарат и организовать вооруженные силы. С этой целью пришлось наделять служилых людей новыми поместьями. Для крестьян было облегчено податное обложение введением так называемой «живущей четверти», т.е. обложение земли с учетом имеющихся наличных дворов.
Особенно плохо обстояло дело с государственными финансами. Весь XVII век проходил для русского государства под знаком финансового расстройства. Основной капитал феодального государства – государственный земельный фонд – был в значительной степени растрачен. Из-за финансовой нужды государство прибегало даже к такой мере, как распродажа государственных и дворцовых земель.
Правительство принуждено было обращаться к займам у частных лиц, у именитого купечества (Строгановых, Свешниковых, Никитниковых и др).
Тяжесть обложения сельского, посадского, городского и промышленного люда вызывала частые волнения и прямые восстания населения. Попытка перехода к косвенному обложению, например, соли в финансовом отношении ничего не дала, но вызвала (1648 г.) бунты в Москве и других городах.
Внутренняя политика первых Романовых носила характер не всегда удачных компромиссных попыток вывести государство из состояния экономической разрухи путем хотя бы некоторого облегчения экономических тягот наиболее обремененных и разоренных экономических классов – крестьянства и мелкого посадского люда.
Эти мероприятия часто шли вразрез с интересами дворянства и высшего купечества, на которых опиралось правительство. Поэтому они практически не осуществлялись или даже вскоре формально отменялись.
В классовой структуре и классовых отношениях страны во второй половине XVII века произошли изменения по сравнению с его первой половиной. С завершением образования централизованного государства и с формированием единого национального рынкагосударственная власть, опираясь на феодально-крепостническое дворянство, вынуждена была считаться и с возрастающей силой зарождающейся буржуазии, крупного капитала, крупного купечества.
Интересы этого последнего не всегда совпадали с интересами феодально-поместного класса. Поэтому в политике государства и проявляется тот двойственный ее характер, который был обусловлен его классовой структурой как государства помещиков и торговцев.