1. Каким образом обстановка, в которой протекали детство и юность Петра I, повлияла на становление его личности? В чем это личностное развитие определялось рамками политической и социальной культуры допетровской России, а в чем выходило за эти рамки? Чем это было вызвано?
2. Какие обстоятельства привели к власти царевну Софью? Соответствовал ли ее приход к власти ситуации, сложившейся после смерти царя Алексея Михайловича, интересам Российского государства?
3. О чем свидетельствует такое явление отечественной истории, как стрелецкие бунты? Какими причинами они были вызваны? Какие долговременные исторические последствия для страны они имели?
4. Какие причины обусловили поражение Софьи в борьбе за власть с Петром? Как могли бы развиваться события отечественной истории в случае победы Софьи и устранения Петра? Подумайте, одержал бы Петр победу в этой борьбе, если бы его соперником в притязаниях на престол был мужчина, а не женщина?
5. Какое значение имело, с вашей точки зрения, направление Петром I дворянской молодежи на обучение в Западную Европу?
6. Оцените основные нововведения Петра I в области образования. Чем объяснялась
преимущественная направленность этих нововведений?
7. Охарактеризуйте состав иностранных специалистов, приглашавшихся петровским правительством в Россию. Чем объясняются «кадровые ошибки» того времени? Оцените в целом влияние иностранных специалистов на развитие образования, науки, техники, морского и военного дела в России.
8. Какими причинами объясняется стремление Петра I изменить внешний облик русских? В чем вы видите положительные и отрицательные стороны этой кампании?
9. Подумайте, какие долго последствия имели петровские преобразования в сфере культуры и быта. Попробуйте оценить, насколько благотворными были эти последствия для дальнейшего развития нашей страны. Аргументируйте свой ответ.
10. В какой мере социально-экономическая политика Петра I явилась продолжением политики его отца?
11. Почему Петр I уделял особое внимание «рудознатству» и металлургии? В какой мере эта направленность экономической политики царя повлияла на будущее отечественной экономики?
12. Какие причины обусловили направленность развития легкой промышленности России при Петре I? В какой мере это предопределило развитие данной отрасли в будущем?
13. Каким образом рас мануфактур изменило социальную структуру российского общества? В чем историческое значение формирования приписного и посессионного крестьянства?
14. Сравните процесс появления цехов в Западной Европе, ремесленных сообществ в Великом Новгороде и создания цехов по царскому указу 1722 года. В чем вы видите различия между этими процессами?
15. Перечислите товары, на торговлю которыми при Петре I была введена государственная монополия. Почему она была введена именно на эти товары?
16. Какое значение имело принятие при Петре I «Закона о единонаследии»? Какими мотивами руководствовался царь, издавая этот закон? Какие исторические последствия имело это решение?
17. Оцените значение денежной реформы Петра I. Какими причинами была, с вашей точки зрения, обусловлена эта реформа? Каковы были её положительные и отрицательные последствия?
18. Чем административное деление России после проведения Петром I областной реформы отличалось от дореформенного? Каковы историческое значение и последствия областной реформы Петра I?
19. Чем принцип формирования и функционирования Правительствующего сената отличал этот орган от Боярской думы? Какие причины обусловили замену Боярской думы на Правительствующий сенат?
20. Сопоставьте приказы допетровской эпохи с коллегиями, учрежденными Петром I. Какие приказы были расформированы без передачи их функций какой-либо коллегии? Функции каких приказов были объединены в функциях какой-либо коллегии? Были ли учреждены коллегии, аналогов которым среди ранее существовавших приказов не находится?
подзорная труба, XXIII в. до н.э.
рукописи, XII в. до н.э.
шёлк, XI в. до н.э.
философия, VI в. до н.э.
макароны, 490 г. до н.э.
арбалеты, стремена, IV в. до н.э.
палочки для еды, IV в. до н.э.
каналы, бумага, напёрсток, III в. до н.э.
металлические деньги, спусковой курок арбалета, I в. до н.э.
бумага, 100 г. н.э.
компас, II в. н.э. (для гадания Фэн–Шуй, китайской геомантии)
сталь и стальное оружие, V в. н.э.
Единый Государственный Экзамен, VII в. н.э.
корабли с колёсными двигателями на человеческой тяге, IX в. н.э.
книгопечатание с деревянных досок, 868 г. н.э.
печи для обжига фарфора, 1004 г. н.э.
печатные бумажные деньги, 1024 г. н.э.
наборная типографская касса с глиняными литерами, 1045 г. н.э.
фарфор, VIII в. н.э.
чайная церемония, VIII в. н.э.
порох, X в. н.э. (для отпугивания злых духов фейерверками)
мелиорация, XI в. н.э.
шлюзы, XI в. н.э.
зубная щётка, 1498 г. н.э.
роман, XVI в. н.э.