1. Какой термин, связанный с жизнью Русской православной церкви, появился при царе Алексее Михайловиче?
1) митрополит
2) Старообрядцы
3) нестяжатели
4) патриарх
2. Что было результатом церковных реформ патриарха Никона?
1) отказ церкви от всех своих имуществ
2) заключение унии с Католической церковью
3) создание Монастырского приказа
4) изменение церковных обрядов
3. Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и опре-делите, о каком патриархе идёт в нём речь.
«Патриарший престол… оставался праздным: дожидались , дожидался его иерусалимский патриарх Феофан, приехав¬ший в Москву за милостынею. Вместе с [русским духовенством] Феофан предложил патриарший престол , «ибо знали, что он достоин такого сана, особенно же потому, что он был царский отец по плоти, да будет царствию и строитель, сирым защитник и обидемым предстатель». После обычных отрицаний согласился и 24 июня был посвящён [в патриархи .С возвращением в Москву начинается здесь двоевластие: было два великих государя, Михаил Фёдорович и отец его святейший патриарх .
1) Гермоген
2) Игнатий
3) Филарет
4) Никон
4. Что из перечисленного было введено в церковную жизнь благо¬даря реформам патриарха Никона?
1) троеперстное крещение
2) иконописание
3) культ Богородицы
4) земные поклоны при молитве
5. Что из перечисленного соответствовало позициям протопопа Ав-вакума и других противников реформ патриарха Никона?
1) исправление церковных книг и обрядов необходимо прово¬дить по греческим образцам
2) церкви необходимо отказаться от всех её имуществ
3) исправление церковных книг и обрядов необходимо прово¬дить по древнерусским образцам
4) необходимо полностью отказаться от церковной иерархии
6. Расположите в хронологическом порядке следующие события церковной истории. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.
1) перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву
2) церковный раскол
3) установление системы выборов главы Русской православной церкви на церковных соборах
4) разработка старцем Филофеем теории «Москва — Третий Рим»
7. Между государственной и церковной властями в 1660-х гг. разгорелся конфликт, в котором церковные власти в лице патриарха пытались подчинить себе власть государственную. «Священство выше царства», — утверждал патриарх. Какие итоги имел этот конфликт? Назовите не менее двух итогов.
Время со второй четверти XII в. в домонгольской Руси характеризуется феодальной раздробленностью. В Полоцкой земле этот процесс проходил в условиях роста смоленского влияния: с 30гг. XII в. Смоленские князья все чаще и чаще стали выступать в качестве гаранта княжеской власти в Полоцке. В 80гг. этот процесс вошел в новую стадию, связанную с особенностью политической ситуации, сложившейся в княжестве к указанному времени.
В историографии (в трудах М.В. Довнар-Запольского, П.В. Голубовского, В.Е. Данилевича, Л.В. Алексеева, М.И. Ермаловича и Д.Н. Александрова ) тема взаимоотношений Полоцких и Смоленских князей затрагивалась лишь в связи с изучением политической истории двух княжеств и специально никем не рассматривалась. Все они сходятся на том, что из-за войн XI- начала XII веков Полоцка с Киевом и внутренних усобиц, князья смоленские, по выражению В.Е. Данилевича, постепенно приобрели “большое влияние на ход дел в Полоцкой земле”, а затем подчинили ее себе. Апогеем влияния Смоленска на полоцкие дела, как считает Л.В. Алексеев, были 60-70е гг. XII в., когда Всеславом Васильковичем был отдан смоленским князьям Витебск, а сам он попал к ним в зависимость. Однако, в конце века, как отмечали еще Довнар-Запольский и Голубовский, влияние смолян упало: Витебск был потерян и притязания на Полоцк были ими оставлены.
В 1129г., в результате разногласий с Великим князем Киевским Мстиславом Владимировичем Полоцкие князья Давыд, Ростислав, Святослав Всеславичи и “Рогволодича два… Василия и Ивана” (имена Рогволдичей дает Воскресенская летопись) были высланы в Византию. Представителя Всеславичей на Полоцком столе мы видим снова лишь в 1132г., когда недовольные полочане изгнали Святополка Мстиславича, сына Мстислава Великого, и посадили Василько Святославича, по каким-то причинам бывшего в это время на Руси. С этого князя начинается “новое направление” в Полоцкой земле: в 1137г. он заключил договор (по которому забывались
ответ: 1)Погребальные кровати из дорогих материалов
мозаики с изображением амуров
рыб и животных
рабов
2)Всеми работами в имении руководил назначенный господином раб-управляющий.
Он следил за тем, чтобы в любую погоду рабы трудились от зари до зари. Даже
долгими зимними вечерами, когда прекращались сельские работы, невольники
не сидели без дела. Они плели корзины, вили веревки, обтесывали рукоятки
для лопат и мотыг. Одни с тяпками и вениками в руках убирали помещения,
другие господину одеваться, брили его и укладывали прическу, третьи
готовили пищу и подавали ее к столу. Певицы и музыкантши услаждали за
обедом слух хозяина. Также рабы лечили, ведали книгами, писали под
диктовку письма. Обессилевшего старика могли отправить на Остров Тибр,
чтобы так избавиться от него (рабов оставляли без всякого ухода и пищи).
3)положения крестьян в Италии заметно ухудшилось.