1. Назвіть три періоди історії Давнього Риму.
2. На які дві великі групи поділялося все населення
Риму?
3. Завдяки чому Рим здобув величезні територіальні во-
лодіння?
4. Назвіть прояви кризи Римської республіки І ст. до н. е.
та їхні причини.
5. Хто такий Гай Юлій Цезар?
6. Від якої дати римляни вели відлік своєї історії?
7. Хто був першим імператором Риму? Яким був його
офіційний титул?
8. Чому римлян називали «кашоїдами»?
9. У чому проявилася криза Римської імперії?
10. Назвіть народи, які жили на кордонах Римської ім-
перії.
11. Хто такі слов'яни? Назвіть їхні основні заняття. Яким
богам вони поклонялися?
12. Розташуйте події у хронологічному порядку.
Криза Римської імперії
Народження Ісуса Христа
Надання всім жителям Римської імперії громадян-
ських прав
• Поділ Римської імперії на дві частини
Офіційне визнання християнства
13. Заповніть таблицю про систему управління Римської
республіки.
Хотя часть грузинской знати стремилась к интеграции с Россией, многие из знатнейших грузинских дворян были недовольны ограничениями их традиционной власти и мечтали о её возвращении через восстановление независимости Грузии и грузинского царского рода[3]. Судебные иски о признании за грузинской знатью дворянских привилегий по российскому закону могли разбираться в коррумпированных и неэффективных судах годами[4], что ограничивало дворян в распоряжении собственным имуществом и позволяло крестьянам законно не платить оброк[5]. Ещё одним важным вкладом в распространение национально-освободительных идей стала образовательная политика Александра I, открывшая грузинским дворянам двери в университеты Москвы и Петербурга, в Пажеский корпус и артиллерийские школы, во всех этих учреждениях в 20-х годах 19 века были популярны «либеральные идеи»[6]. После восстания декабристов, во время ссылки на Кавказ некоторых из заговорщиков грузинские дворяне смогли познакомиться с ними лично, и идеи о грузинском национальном восстании приобрели реальные черты и были оформлены в виде заговора[7].
Последняя треть XIX в. — важный и во многом переломный период в истории Казахстана. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации Казахстана Россией. В середине 60-х годов XIX в. вся современная территория Казахстана полностью вошла в состав Российской империи. Этот процесс совпал с буржуазными реформами в России 70-80гг. XIX в., которые развитию капитализма в целом.
В 1865 г. царское правительство создало комиссию для изучения хозяйственных особенностей различных регионов Казахстана, существующей системы управления, обычного права и выработки проекта реформы. В состав комиссии вошли не только чиновники различных учреждений, но и ученые.
Как известно, в работе комиссии активное участие приняли Ш. Уалиханов и известный исследователь Казахстана А. Левшин.
В результате работы комиссии был составлен проект реформы управления степными областями. Для окончательного уточнения проекта реформы административного управления Средней Азии и Казахстана в марте 1867 г. был создан комитет во главе с военным министром Д. Милютиным. 11 июля 1867 г. было издано «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», 21 октября 1868 г. утверждено «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства».
Главной и основной задачей реформы было объединение подвластных России народностей под одно управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление родовых начал, «чтобы добиться постепенного слияния киргизских (казахских) степей с прочими частями России». Реформы были вызваны стремлением царизма обеспечить русскому капиталу наиболее выгодные условия для эксплуатации коренного населения казахских степей и природных богатств края.