1.Перший університет на українських землях в 1805 р. було відкрито у (0, ): А) Одесі; Б) Харкові; В) Києві; Г) Полтаві
2. Основними художніми напрямками в тогочасній українській літературі були (0. ): А) реалізм, романтизм; Б) сентименталізм, класицизм; В)романтизм, класицизм; Г) реалізм, сентименталізм.
3. Складанням байок своє ім'я уславив (0. ): А) П. Куліш; Б)П. Гулак-Артемовський; В) М. Устиянович; Г) Є. Гребінка
4. Автором музики до українського національного гімну є (0. ): А) П.Чубинський; Б)М. Вербицький; В)П. Ніщинський; Г)М. Лисенко
5. Серія офортів «Живописна Україна» належить(0. ): А) І. Сошенку; Б) Т. Шевченку; В) Г.Ваську; Г) Л. Долинському
6. Декоративно-пейзажний парк «Софіївка» заснований у(0. ): А)1796 р.; Б) 1896 р.;В)1836 р.; Г) 1786 р.
7 Встановіть відповідність між твором та його автором: ( ) 1) «Енеїда» А) П. Гулак-Артемовський 2) «Чорна рада» Б) М. Гоголь 3) «Пан та собака» В) І. Котляревський 4) «Тарас Бульба» Г) П. Куліш
8. Висловте судження : М. Остроградський , Т. Шевченко, М. Гоголь, В.Каразін ( )
9. Оберіть та створіть історичні портрети двох особистотей з переліку ( ): М. Гоголь, Є.Гребінки, П.Гулака-Артемовського, В.Каразіна, Г.Квітки-Основ*яненка, І.Котляревського, П.Куліша, М. Максимовича, М. Остроградського, Т.Шевченка
Мужчина, уклоняющийся от войны, называется «бесполезным обременением земли».
Помимо воинственной жизни говорится и о других сторонах быта, классах людей. Большая половина земли остается еще нераздельным пастбищем, по которому бродят многочисленный стада рогатого скота, свиней, коз и овец; пастухи их – рабы; за пастухами наблюдает начальник их, тоже раб. Но значительная часть удобной земли уж перешла в частную собственность, участки размежеваны, и межевые знаки строго охраняются. Пастухами в гомеровской Греции были чаще всего захваченные на войне или купленные рабы, или поставленные в крепостную зависимость туземцы завоеванных областей. Большинство пахарей составляли, кажется, свободные, но не имевшие своей земли работники, феты; они жили главным образом в местностях, далеких от моря; положение некоторых фетов было хуже, чем жизнь рабов зажиточного владельца. Очень велико было в гомеровской Греции число рабынь; они пряли, ткали, мыли белье, носили воду из ручьев в господский дом, стоявший на высоком месте, так что носить воду было далеко; они мололи хлеб на ручных мельницах; исполняли другие тяжелые работы. Но обращение господ с рабами и рабынями было мягкое; степень образования в обоих сословиях была одна и та же; потому отношения между ними были доверчивые, дружелюбные.
Многими чертами своего характера Александр был обязан бабушке. Екатерина повторила Елизавету; она, по существу, отобрала сына у матери, определила ему жить в Царском Селе, подле себя, вдалеке от родителей, которые обретались в своих дворцах (в Павловске и Гатчине) и редко появлялись при "большом дворе".
Известно, что Екатерина была плохой матерью, но она оказалась чуткой и заботливой бабушкой; она боготворила внука, и именно по ее настоянию он был назван Александром в честь св. Александра Невского. Впрочем, ребенок, как это видно из всех отзывов о нем, был мальчиком ласковым и нежным, так что возиться с ним для престарелой императрицы было огромным удовольствием. Еще осенью 1779 года, когда Александру не было и трех лет, Екатерина писала Гримму: "О! Он будет любезен, в этом я не обманусь. Как он весел и послушен, и уже с этих пор старается нравиться". Екатерина усердно занималась воспитанием внука, сама составила для него "Азбуку", в которой не только даны были конкретные указания его воспитателям, но и заложены принципы самого воспитания. При этом императрица руководствовалась идеями Руссо о естественности и простоте. В Наставлении "о сохранении здоровья" царственных питомцев (Александра и его брата Константина) Екатерина предписывала, чтобы их платье было как можно проще и легче, чтобы пища была простая и, "буде кушать захотят между обедом и ужином, давать им кусок хлеба". Императрица желала, чтобы юные князья и летом, и зимой оставались как можно чаще на свежем воздухе, на солнце и на ветру, а зимой по возможности реже возле огня и чтобы зимой в их комнатах было не более 13 или 14 градусов по Реомюрову термометру (16-18 градусов С). Весьма полезным считала она, чтобы дети учились плавать. Приказано было им спать "не мягко", а на тюфяках под легкими одеялами, ложиться и вставать рано.