со второго десятилетия 18 века начался новый период развития французского искусства. содержание идейной жизни франции этого времени определялось борьбой демократических сил с разлагающимся абсолютизмом, с паразитизмом и расточительством двора и аристократии, с церковью, преследовавшей вольнодумцев; эта борьба идеологически подготовила страну к буржуазной революции конца 18 века.
пробудившееся в народе недовольство общественным порядком, нарастающий протест буржуазии придали движению французского просвещения более непримиримый и широкий демократический характер, чем в других странах европы, определили его силу. французские просветители были прежде всего «гражданами вселенной» — они обращались к обществу как нации, выступали не только от лица революционной буржуазии, но и от всего «страждущего человечества».
просветители выступали против религии, догматизма, косных норм морали, суеверий — за свободу мысли, за равенство людей и освобождение от сословных предрассудков, за право каждого радоваться жизни. страстный дух всеразрушительной критики, скепсиса и тонкой иронии ниспровергал обветшалые законы и порядки, будил мысль к новым дерзаниям. вместе с тем мечты об осуществлении идеального «царства разума», вера в прогресс, в то, что грядущий общественный переворот принесет благоденствие широким массам, рождали оптимизм, которым был проникнут 18 век.
монтескье верил в «золотой век» благоденствия и справедливости, воплощение которых видел в античности. в «общественном договоре» руссо смело провозгласил идеи народного суверенитета, начертал утопическую программу будущего общества, основанного на идеальном равенстве. предреволюционная франция переживала расцвет. она стала очагом передовой материалистической философии и других наук, новых идей в политике. писатели и политические мыслители: монтескье, вольтер, «провозвестник революции» руссо, энциклопедисты во главе с дидро, писатели лесаж и бомарше придали французской культуре 18 века общеевропейское значение. ж. л. де бюффон создал «естественную » — величественную поэму о природе. во славу человеческих познаний и труда впервые в человеческой был возведен гигантский памятник — написана многотомная энциклопедия.
развивавшаяся на этой почве французская художественная культура вступила в полосу подъема. новое содержание мощным потоком врывалось в искусство. в музыку проникало народное песенное начало. сменяя парадность придворного театра, пришла драматическая опера, продолжал критическую традицию мольера театр французской комедии, переживал расцвет подчинявшийся лишь вольной фантазии, исполненный боевых настроений ярмарочный театр масок, среди крестьян распространялись массовые зрелища с играми и . уходили в прошлое религиозная живопись и каноны придворного искусства, все более становились ведущими светские реалистические и «галантные» жанры. расширился диапазон французского искусства; в начале 18 века художники обратились к интимным сферам человеческой жизни и чувств, малым формам, а к концу столетия проектировали идеальные города грядущего общества.
переходный характер эпохи определил сложность французской художественной культуры 18 века, тяготение к контрастам и разнообразию. ее развитие протекало под знаком борьбы и взаимодействия идейно значительного искусства, проявлявшегося в реалистических, предромантических и классицистических формах, и господствовавшего аристократического искусства позднего барокко, рококо и академизма. реализм 18 века наиболее полно выразился в раскрытии образа человека. у художников-реалистов борьба за эмансипацию личности, рост ее индивидуального и гражданского самосознания нашли отражение в интересе к образу «естественного человека», к его живым интимным чувствам, вне сфер воздействия официальных норм жизни и сословной иерархии. это определило и обращение к темам обыденной жизни частного человека, не нарушающего исконных законов природы. утвердился интерес к индивидуальному, неповторимому и характерному, к тонкому психологическому анализу.
основными направлениями внешней политики правительства николая i являлись: борьба с революционным движением в европе, стремление захватить средневосточные рынки, присоединение к россии каспийского побережья и решение восточного вопроса, которое означало преобладание в турецких делах, установление контроля в проливах босфор и дарданеллы и влияние на .-иранская война 1826-1828 гг. завершилась туркманчайским миром, по которому к россии присоединилась восточная армения. россия также одержала победу в войне с турцией в 1828-1829 гг., и по адрианопольскому миру к ней отошли анапа, поти, ахалцих и алхалкалаки. в этой ситуации становилось возможным и неизбежным подчинение россией всего кавказа.начавшееся движение мюридов1 в 30-х гг. возглавил имам шамиль, одержавший ряд побед над войсками. на территориях дагестана и чечни он создал государственную систему – имамат – с многочисленной армией. но уже в конце 40-х гг. в государственной системе шамиля стали проявляться признаки кризиса. царизм воспользовался и военным ослабле-нием имамата. перевооруженная и численно увеличившаяся армия перешла в наступле-ние. в 1859 г. остатки войска шамиля были окончательно разбиты.присоединение кавказа к россии было завершено в 1864 г.значительно обострились противоречия между россией и европейскими странами после под-писания в 1833 г. турцией и россией ункияр-искелессийского договора, установившего оборони-тельный военный союз с обязательством взаимной военной защиты.к середине xix в. восточный вопрос во внешней политике стран европы занял важнейшее место. франция и стремились к военному и торговому приоритету на средиземном море; австрия – к экспансии территории османской империи; россия – к полному разгрому в одиночку турции, выходу в средиземное море, закрытию входа в черное море чужому флоту и усилению влияния на славянские народы . все это к крымской войне (1853-1856), которая началась с переправы войск через р. прут и занятия территории молдавии и валахии. осенью 1853 г. эскадра под командованием адмирала п.с. нахимова (1802-1855) разгро-мила турецкий флот в синоп-ской бухте. но европейские державы не намеривались допустить по-беды россии над турцией. и французская военные эскадры вошли в бухту золотой рог. россия теперь вынуждена была воевать против , франции, итальянских государств – пьемонта и сардинии. военные действия были перенесены в крым. главная военно-морская база россии на черном море – севастополь оказалась в осаде. после 11 месяцев защиты севастополь пал.18 марта 1856 г. в париже был подписан мир, по которому россия уступала турции часть бессарабии, возвращала крепость карс. россии запрещалось иметь военный флот на черном море и восстанавливать севастополь как крепость.поражение россии показало глубокий кризис самодержавно-крепостнического строя, ее от-сталость от передовых стран европы, настоятельно продиктовало необходимость коренных пре-образований во всех областях жизни, вывело страну из состояния политической неподвижности, вызвало протест широких слоев общества против существующих порядков, обусловило рост кре-стьянских выступлений. самодержавие вынуждено было приступить к самосовершенствованию и саморегулированию на основе рыночных отношений и свободы граждан.
со второго десятилетия 18 века начался новый период развития французского искусства. содержание идейной жизни франции этого времени определялось борьбой демократических сил с разлагающимся абсолютизмом, с паразитизмом и расточительством двора и аристократии, с церковью, преследовавшей вольнодумцев; эта борьба идеологически подготовила страну к буржуазной революции конца 18 века.
пробудившееся в народе недовольство общественным порядком, нарастающий протест буржуазии придали движению французского просвещения более непримиримый и широкий демократический характер, чем в других странах европы, определили его силу. французские просветители были прежде всего «гражданами вселенной» — они обращались к обществу как нации, выступали не только от лица революционной буржуазии, но и от всего «страждущего человечества».
просветители выступали против религии, догматизма, косных норм морали, суеверий — за свободу мысли, за равенство людей и освобождение от сословных предрассудков, за право каждого радоваться жизни. страстный дух всеразрушительной критики, скепсиса и тонкой иронии ниспровергал обветшалые законы и порядки, будил мысль к новым дерзаниям. вместе с тем мечты об осуществлении идеального «царства разума», вера в прогресс, в то, что грядущий общественный переворот принесет благоденствие широким массам, рождали оптимизм, которым был проникнут 18 век.
монтескье верил в «золотой век» благоденствия и справедливости, воплощение которых видел в античности. в «общественном договоре» руссо смело провозгласил идеи народного суверенитета, начертал утопическую программу будущего общества, основанного на идеальном равенстве. предреволюционная франция переживала расцвет. она стала очагом передовой материалистической философии и других наук, новых идей в политике. писатели и политические мыслители: монтескье, вольтер, «провозвестник революции» руссо, энциклопедисты во главе с дидро, писатели лесаж и бомарше придали французской культуре 18 века общеевропейское значение. ж. л. де бюффон создал «естественную » — величественную поэму о природе. во славу человеческих познаний и труда впервые в человеческой был возведен гигантский памятник — написана многотомная энциклопедия.
развивавшаяся на этой почве французская художественная культура вступила в полосу подъема. новое содержание мощным потоком врывалось в искусство. в музыку проникало народное песенное начало. сменяя парадность придворного театра, пришла драматическая опера, продолжал критическую традицию мольера театр французской комедии, переживал расцвет подчинявшийся лишь вольной фантазии, исполненный боевых настроений ярмарочный театр масок, среди крестьян распространялись массовые зрелища с играми и . уходили в прошлое религиозная живопись и каноны придворного искусства, все более становились ведущими светские реалистические и «галантные» жанры. расширился диапазон французского искусства; в начале 18 века художники обратились к интимным сферам человеческой жизни и чувств, малым формам, а к концу столетия проектировали идеальные города грядущего общества.
переходный характер эпохи определил сложность французской художественной культуры 18 века, тяготение к контрастам и разнообразию. ее развитие протекало под знаком борьбы и взаимодействия идейно значительного искусства, проявлявшегося в реалистических, предромантических и классицистических формах, и господствовавшего аристократического искусства позднего барокко, рококо и академизма. реализм 18 века наиболее полно выразился в раскрытии образа человека. у художников-реалистов борьба за эмансипацию личности, рост ее индивидуального и гражданского самосознания нашли отражение в интересе к образу «естественного человека», к его живым интимным чувствам, вне сфер воздействия официальных норм жизни и сословной иерархии. это определило и обращение к темам обыденной жизни частного человека, не нарушающего исконных законов природы. утвердился интерес к индивидуальному, неповторимому и характерному, к тонкому психологическому анализу.